06 августа 2018 в 11:14

Пенсионную реформу двигают по примеру ЖКХ

Нынешние страсти вокруг пенсионного возраста напомнили бои вокруг оплаты ЖКХ

Как стало известно, 21 августа депутаты Госдумы прервут свои немалые отпуска для того, чтобы еще раз в преддверии второго чтения закона о пенсионной реформе предварительно обсудить положение дел. Для чего это делается, да еще столь показным образом, понятно. Необходимо сбить накал недовольства, которое все яснее обозначается, причем далеко не только в столице, и дать надежду на смягчение первоначального варианта буквально накануне единого дня голосования. Дабы в оставшееся время многочисленные телекомментаторы могли бы убедить аудиторию в том, что глас народа услышан и его слуги-депутаты готовы к конструктивному учету мнений.

Между тем, трудно не уловить аналогии между нынешним бурным обсуждением целесообразности «трудового долголетия» и той кампанией, которая в конце 90-х — начале нулевых нагнеталась вокруг оплаты ЖКХ. Кто помнит, тогда разговор шел примерно в том же ключе. Мол, государство серьезно субсидирует наше «отсталое» жилищное хозяйство, тратя на его поддержание значительную долю бюджета, которую можно было бы потратить куда конструктивнее. Нет, публично речь не шла о выводе сэкономленных средств в офшоры, наоборот, о значительном улучшении дел в сфере, которая касалась каждого и которая реально была основательно запущена.

Митинг КПРФ против пенсионной реформы Митинг КПРФ против пенсионной реформы Фото: News.ru/Сергей Лантюхов

Причем сторонники перераспределения бюджета, что называется, путались в показаниях: одни уверяли, что мы оплачиваем всего-то 20% от общих тракт на ЖКХ, другие — целые 50%. Причем, что характерно, если первыми о необходимости снять с государства бремя таких расходов заговорили откровенные гайдаровские либералы, то затем эту песню подхватили и официальные государственники типа Юрия Лужкова. Он самолично выдумал лозунг, который потом на билбордах украшал всю Москву: «Я уважаю свой город на 100 процентов». Причем никаких объективных выкладок стоимости обслуживания домов не приводилось, а потому нельзя было понять, где объективные траты, а где потери от дырявых водопроводных труб и неумения поддерживать оптимальную температуру отопления в домах.

Даже родилась революционная мысль, что тот горожанин, что получает более восьми тысяч рублей оклада-жалования, должен будет стопроцентно оплачивать счета ЖКХ. Откуда взялась именно такая цифра, в 2001 году никто объяснить не мог. И вскоре от такого рубежа пришлось отказаться.

Хотя сколько еще было подобных прорывных идей. Так или иначе, но механизм роста оплаты платежей был запущен. В сектор пришли частные управляющиеся компании, чья деятельность отмечена бесчисленными скандалами. Включая тот самый вывод «сэкономленных» средств за рубеж. Все равно пришлось прибегнуть к целой системе жилищных субсидий, о величине которых ныне опять стенает Минфин. Рост оплат растет в темпе инфляции, одновременно растут неплатежи населения, которые исчисляются сотнями миллиардов.

Теперь с той же страстью говорят о необходимости спасения ПФР, в бюджете которого-де растет дыра по причине слишком большого числе пенсионеров и старения населения в целом. Хорошо бы все-таки, чтобы опыт прежних подобных кампаний «освобождения бюджета» учитывался.

Михаил Щипанов
М. Щипанов