29 марта Минобороны вновь подчеркнуло, что в военной операции на Украине не будут участвовать срочники. В то же время в зону боевых действий активно призывают добровольцев. 24 марта Олег Царёв, бывший украинский депутат, поддерживающий сторону России, написал, что всех добровольцев, желающих принять участие в военных действиях, ждут в военкоматах по месту жительства. Официальные лица пока не давали подтверждений — президент Владимир Путин поручал отправлять только добровольцев с Ближнего Востока. Однако информация о наборе желающих уже появляется в СМИ и даже на страницах местных администраций.
О наплыве желающих поехать в места проведения боёв на Украине периодически сообщают различные СМИ. В Тюменской области, как пишет URA.ru со ссылкой на источники, ради участия в военной операции жители готовы подписывать контракты. Военкоматы публично отвечают, что готовы принимать всех, у кого есть «паспорт и желание помочь».
Полковник в отставке и военный обозреватель Виктор Литовкин рассказал NEWS.ru, что для России набор добровольцев — новая практика, которая раньше не применялась. По его словам, направлять таких желающих могут по разным направлениям: как для формирования администраций взятых населённых пунктов, так и непосредственно для участия в боевых действиях. В то же время кто угодно на службу попасть не может, уверен эксперт.
Тех, кто не имеет подготовки, не берут в добровольцы, — подчеркнул он.
Литовкин рассказал, что добровольцами могут быть люди в возрасте до 45 лет, имеющие воинскую специальность. Более того, желающих должны проверить на физическую подготовку и оценить состояние их здоровья. С этого момента должно пройти несколько месяцев, чтобы новобранцы вспомнили азы подготовки и «сколотилось» подразделение. По словам Литовкина они подписывают документы, что сами несут ответственность за их ранение или гибель.

Зарплата таких добровольцев должна соответствовать их должности и званию, но с надбавкой за участие в боевых действиях, отметил эксперт.
В то же время правозащитница Марина Литвинович, обратив внимание на публикации в СМИ, высказала сомнения в законности набора добровольцев. В своём Telegram-канале она подчеркнула, что военкоматы не имеют права призывать людей к участию в военных действиях. В разговоре с NEWS.ru правозащитница отметила, что не понимает, в каком статусе будут находиться люди, принимающие участие в военной операции в качестве добровольцев.
Начали подгребать все резервы и пробуют найти всех желающих, как попадающих под критерии контрактников, так и нет, — считает она.
По её словам, официальный набор идёт только среди желающих, которые попадают под критерии, необходимые для контрактной службы. Однако могут на Украину отправиться и остальные. Литвинович напомнила, что, например, в Северной Осетии набор добровольцев ведётся не в военкомате, в а ДОСААФ. Директор ДОСААФ и депутат местного парламента Борис Кантемиров рассказывал СМИ, что желающие получат официальный статус, но наличие военного билета — необязательный критерий.
Наличие военной службы за плечами у добровольцев — не обязательное условие. Мы понимаем, что сегодня далеко не у всех есть военные билеты, — говорил он, отмечая большое количество желающих.
В то же время руководитель частного военного консалтинга «РСБ-Групп» Олег Криницын, напротив, уверен, что на военную операцию идут лучшие. По его словам, этих людей не интересуют деньги, они хотят «идти и воевать, бороться с националистами, фашистами».
Эксперт рассказал NEWS.ru, что хотя его компания и не занимается отправкой бойцов на Украину, в организацию регулярно поступают звонки желающих. Он подчеркнул, что компания готова поработать на этом направлении.
Мы там, конечно, не увидим детей чиновников, депутатов и прочей нечисти. Сегодня туда идёт золотой генофонд. Именно на этих людях будет строиться основа России, — заявил он.

По словам Криницына, добровольцами действительно могут быть не только люди младше 45 лет. Он рассказал, что на боевые действия просятся как молодые ребята, так и, например, ветераны Афганской войны — они не могут быть младше 50 лет. По информации специалиста, добровольцы на территории Украины обеспечивают безопасность гражданских лиц.
Думаю, они будут задействованы на тех территориях, где не хватает сотрудников полиции и Росгвардии: мы тоже не можем оголить всю Россию и отдать её на растерзание внутренним врагам, — подчеркнул он.
При этом количество добровольцев, необходимое для военной операции, руководитель ЧВК оценил в 30–40 тысяч. По его словам, точно сказать нельзя, это, скорее всего, закрытая информация.
NEWS.ru направил запрос в Минобороны о числе добровольцев и условиях их службы.
По информации «Фонтанки», в Санкт-Петербурге набирают добровольцев только из числа проходивших службу людей без судимостей. При этом им предлагается заключить контракт на срок от трёх до шести месяцев. Такие краткосрочные контракты закон предусматривает только в исключительных случаях, в том числе для деятельности «по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности либо пресечению международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации». Обычно контрактников набирают на срок то двух лет.
Официальные лица многократно заявляли, что в России не будет проведено всеобщей мобилизации для участия в военной операции. В последний раз такое обещание дал министр обороны Сергей Шойгу 29 марта. Также он сказал, что власти не намерены привлекать к военной операции резервистов из запаса.