«Яндекс» оказался втянут в «вечную» войну между правообладателями и интернет-пиратством. Причём поисковику отвели роль обвиняемого. Волна осуждений началась в конце мая, когда генеральный директор онлайнового кинотеатра ivi Олег Туманов заявил, что «Яндекс» — основной источник трафика на пиратские ресурсы. По подсчётам, его доля в поисковом трафике десяти крупнейших нелегальных сайтов составляет 78%. Туманов предложил решить данную ситуацию путём удаления из поисковика ссылок на пиратские ресурсы. И тогда правообладатели смогут увеличить доход в 4−5 раз.
На заявление генерального директора ivi пресс-служба «Яндекса» ответила следующее — никаких законов система не нарушает. Весь нелегальный контент размещается на сайтах третьих лиц, а сам поисковик просто показывает ссылки на них. Следовательно, стоит переключить внимание с «Яндекса» на сайты-источники: если оттуда удалить видео, тогда и ссылки перестанут отображаться в поиске.
Несколько дней спустя крупнейшие российские медиахолдинги и правообладатели направили в «Яндекс» письмо. В нём они обвинили поисковик в росте пиратства в стране и потребовали от компании удалить из поисковой выдачи ссылки на пиратские сайты. Более того, подписавшиеся предложили разработать и подписать меморандум о взаимодействии с целью ограничения доступа к нелегальным ресурсам в Сети. Кроме «Яндекса» к нему должны будут присоединиться и другие поисковики, в том числе и Google.
Затишье перед бурей
В июле в борьбе с пиратством в Рунете наступил относительно спокойный период: «Яндекс» оказался в центре скандала с утечкой документов пользователей сервиса Google Docs (подробнее об этой ситуации можно прочитать в наших материалах). Однако конец лета стал для российского поисковика действительно жарким. На этот раз «Яндекс» обвинили в пиратстве сразу несколько крупных российских телеканалов, в числе которых Первый канал, НТВ и ТНТ. Их трансляции исчезли с главной страницы поисковика.
Дальше больше — Роскомнадзор потребовал от «Яндекса» ограничить доступ пользователей к пиратскому контенту через «Яндекс.Видео». Данное решение было принято после заседания Мосгорсуда 24 августа по заявлению холдинга «Газпром-медиа», владеющего телеканалами ТНТ, ТВ-3, «2×2» и «Супер». Если поисковик не примет соответствующие меры до вечера 30 августа, то сервис будет заблокирован.
Многие пользователи, обеспокоенные ситуацией, ждали официального ответа от «Яндекса», и он его озвучил. Компания дала ясно понять, что не согласна с требованиями, считая их «необоснованными и не соответствующими законодательству». Решение Мосгорсуда «Яндекс» намерен обжаловать.
Лицо врага
Российские юзеры принялись осуждать РКН и обвинять ведомство в том, что им следовало бы заняться борьбой с источниками нелегального контента, то есть с самими пиратскими сайтами. Вины «Яндекса» в этой ситуации они не видят. Однако, несмотря на негодование, логику Роскомнадзора и правообладателей понять можно. «Яндекс.Видео» стал весьма удобным сервисом для любителей сериалов и фильмов. Вместо того, чтобы вводить желаемый запрос в поисковик, а затем переходить на сайт (где ролик уже может быть заблокирован, и, соответственно, придётся искать другой), в «Яндекс.Видео» найти нужную картину или серию можно за пару кликов. При этом во время просмотра под рукой у пользователя всегда будет список похожих фильмов или упорядоченный сезон любимого сериала.
Оставим в покое «Яндекс.Видео» и обратимся к самим поисковым системам. News.ru решил сравнить между собой поисковые выдачи «Яндекса» и Google и в качестве запроса использовать слова «игра престолов». Вот что показал российский поисковик:

А это страница результатов поиска Google:

«Яндекс» предложил нам посмотреть «Игру престолов» онлайн уже на второй и четвёртой позициях, а вот в Google ради этого пришлось дойти до третьей страницы. Результат, как говорится, на лицо. В чём же заключается проблема? Одна из причин таких кардинальных отличий может крыться в политике компаний по отношению к незаконному контенту или нарушающего правила использования. Так, Google борется с пиратством активнее, чем «Яндекс». Довольно часто при поиске сайта, где можно посмотреть фильм, пользователи могут заметить фразу внизу страницы: «В ответ на официальный запрос мы удалили некоторые результаты с этой страницы». В справке Google даже есть отдельный пункт «Официальные запросы на удаление содержания», в котором находится подробная информация, что нужно делать при обнаружении нелегального контента. Причём принцип работы этой схемы также доступно объясняется в специальном ролике.
У «Яндекса» подобной агитации практически не наблюдается. Скорее всего, здесь стоит учитывать российские реалии. Потребляя пиратский контент с 90-х, российские юзеры привыкли к тому, что за цифровой товар не всегда нужно платить: зачем отдавать деньги, когда сериал можно посмотреть онлайн, а игру — скачать с торрента. И сегодня для многих пользователей это стало нормой.
Тем не менее делать крайним только российский поисковик неправильно, ведь, как уже говорилось выше, он показывает в поисковой выдаче контент, находящийся на других сайтах. Правообладателям и Роскомназдору следует не взваливать на плечи «Яндекса» поиск и ликвидацию сайтов с незаконными материалами, а помочь поисковику в борьбе против пиратства, направляя соответствующие запросы в техподдержку.