В России массовое знакомство с играми началось в 90-е. Именно тогда в стране стал формироваться рынок компьютерных развлечений. Лицензионных товаров на полках магазинов было крайне мало, поэтому владельцы PC зачастую покупали пиратскую продукцию. Иногда сами того не подозревая.
Отечественных разработчиков в то время также было крайне мало, однако многие их игры сумели стать культовыми среди геймеров. Редакция News.ru решила вспомнить самые популярные проекты, которые в 90-е можно было найти почти на каждом компьютере.
Perestroika
Одной из первых успешных советских игр стала аркада Perestroika. Главным её героем выступает лягушка, которую игроки должны провести по болоту. В качестве так называемых платформ для перемещения автор использовал лилии. Со временем они становятся меньше, поэтому игрокам нужно как можно быстрее определиться со следующим шагом.
Немногие в то время догадывались, что у Perestroika есть скрытый смысл. На самом деле, лягушка олицетворяет демократа, листья — законы и постановления, а сами уровни — Этапы Большого Пути. Игроки должны увеличивать благосостояние путём сбора бонусов вроде «товаров народного потребления» и «валютных операций». Главными врагами выступают красные лягушки (бюрократы), которые всячески мешают демократу.
Perestroika вышла в конце 1990 года на MS-DOS, а спустя пять лет состоялся релиз Toppler for Windows.
«Поле чудес»
Спустя три года после выхода на телеэкраны «Поля чудес» разработчик Вадим Башуров выпускает одноимённую компьютерную игру, которая практически моментально завоевала любовь российских пользователей. Многие игроки по сей день с любовью вспоминают виртуального Леонида Аркадьевича, синее подземелье в стиле Wolfenstein 3D и логотип «Сникерса».
Геймплей «Поля чудес» практически не отличается от механики оригинальной телеигры: участники (среди которых Карлсон и герои «Винни Пуха») поочерёдно крутят барабан и называют букву или слово целиком. Сама игра состоит из трёх туров, каждый из которых посвящён отдельной теме без конкретного вопроса.
Если игроку удавалось одержать победу в финальном раунде, то ему доставался один из призов (например, подтяжки для носков или круг для унитаза). При этом появлялся текст с адресом, куда победители должны отправить письмо с пометкой «Компьютерный приз». Очевидно, что эта была шутка разработчика, однако люди действительно начали писать письма в редакцию «Поля чудес» с просьбой выслать им обещанную награду.
«Братья Пилоты»
Особую любовь российские игроки в 90-е питали к квестам, и серию «Братья Пилоты» от студии Gamos они приняли как родную. Первая часть с подзаголовком «По следам полосатого слона» создана по мотивам советского мультфильма «Следствие ведут колобки». Завязка у игры осталась прежней, герои не претерпели никаких изменений, но вот сюжет разработчикам пришлось изменить, чтобы он соответствовал критериям игры. Среди явных минусов дебютанта — его малая продолжительность. Всего игрокам предстоит пройти 15 локаций, однако эпизод со взломом холодильника многие запомнили надолго.
Спустя год авторы выпустили продолжение «Дело о серийном маньяке», которое любители квестов также встретили тепло. В 2004 году игроки получили сразу три игры про сыщиков: первая, «Обратная сторона Земли», осталась верна фирменному стилю, вторая, «Олимпиада», представляла собой спортивную аркаду, а вот третья, «Дело об Огородных вредителях», перенесла Шефа и Коллегу в 3D-мир и, к сожалению, не нашла нужного отклика у поклонников.
Color Lines
Студия Gamos смогла завоевать любовь российских игроков за несколько лет до выхода «Братьев Пилотов». В 1992 году разработчики выпустили логическую игру Color Lines, те самые «Шарики», за которыми некоторые офисные работники провели не один десяток часов. Суть игры предельно проста: игрокам необходимо заработать как можно больше очков, собирая линии из пяти или более шариков одного цвета.
Чем больше очков накапливается, тем выше становится пьедестал претендента. Как только ему удаётся побить рекорд, «король» объявляется поверженным, а корона переходит к игроку. Конец игры наступает тогда, когда всё поле оказывается заполнено шариками.
«Петька и Василий Иванович»
В середине 90-х редакция электронного журнала SBG Magazine решила пофантазировать на тему «идеального квеста». В ходе рассуждений коллектив пришёл к выводу, что им под силу самим разработать игру, чем они и занялись. Спустя 1,5 года редакция выпускает материал «Рождение хита, или Как сделать quest за 9 месяцев…», в котором официально анонсирует проект про героев народных анекдотов.
Успех игры «Петька и Василий Иванович спасают Галактику» положил начало одноимённой серии, состоящей из девяти частей. Её отличительными чертами стали чёрный юмор, эпизоды 18+ и множество аллюзий и пародий на советский кинематограф, известных личностей и исторические события.
Не так давно компания «Бука» не только перенесла некоторые игры о Петьке и Василии Ивановиче на мобильные платформы, но и подготовила специальное переиздание первых трёх частей для современных компьютеров. Поэтому сейчас с классикой «русских квестов» может ознакомиться любой желающий.