Вадим Павлович Лукашевич, независимый авиационный эксперт, кандидат технических наук, экс-конструктор ОКБ «Сухой», прокомментировал News.ru заявление «Антонова» о неспособности России самостоятельно производить Ан-124 «Руслан».
По мнению специалиста, украинское предприятие одновременно и право, и нет. В распоряжении России имеются весь пакет необходимых чертежей и сборочная линия «Авиастар», способная производить гигантский самолёт.

Он рассказывает, что "Руслан" — один из самых крупных самолётов в мире и абсолютный рекордсмен по грузоподъёмности. Во времена Советского Союза впечатляющую машину собирали всей страной. Разработанный в ОКБ им. О.К. Антонова гигант собирался в Ульяновске, а детали и агрегаты производила вся страна. Например, крыло и его панели — одни из самых важных и сложных деталей — изготавливались в Ташкенте. Эти детали то ли 16, то ли 18 метров в длину, цельнофрезерованные. Для производства таких необходимо специальное оборудование. Осталось ли оно там — сомневаюсь.
Он отметил, что восстанавливать производство, готовить персонал, создавать технологии и материалы крайне дорого и проблематично, но при желании воссоздать колосс по чертежам возможно. Другое дело, что получить самолёт в первоначальном состоянии уже не удастся. Большинства конструкторов, разработавших транспортник, уже нет в живых.

По словам эксперта, детали будут производиться не там, где изготавливались изначально, это неминуемо повлечёт за собой недоработки, которые придётся устранять. Здесь как раз нужен разработчик, который скажет, что можно изменить в конструкции, а что нет. Это касается даже таких нюансов, как температура термообработки стали.
Лукашевич отмечает, что подобные показатели годами нарабатываются и анализируются на производстве. Любое новое изделие проходит трудный путь от задумки до реализации. Маленькие детали и нюансы известны только разработчику, и это именно то, что имеет в виду «Антонов», когда заявляет, что Россия не сможет воспроизвести самолёт. По чертежам — да, но это будет «сырое» изделие, требующее серьёзных доработок.
По его словам, этот путь в киевском КБ уже прошли. А для России будет гораздо дешевле договориться с Украиной о производстве, нежели разворачивать своё.

Однако, здесь может сыграть роль политический фактор, уточняет эксперт. Но даже если мы и построим свой Ан-124, возникнет проблема авторского права. Минобороны закупит ничтожную партию, но силы, потраченные на создание производства в России, нужно как-то окупить. А права принадлежат «Антонову».
Лукашевич подчеркивает, что это значит, что самолёты просто не будут покупать, ведь украинский завод наверняка подаст в суд.
— На мой взгляд, возобновлять производство «Руслана» сейчас нет никакого смысла. Последние чертежи, насколько я помню, датируются 2007 или 2008 годом, самолёт банально устарел и требует доработки. Лучше создать самолёт собственной разработки. Это будет гораздо дороже, но у конструкторского бюро Ильюшина, которое отвечает за тяжёлую авиацию, уже есть свои наработки. Причём речь идёт о самолётах грузоподъёмностью вплоть до 200 тонн. Если мы сделаем свой проект, это будет дорого и долго, но зато чисто. Это будет наше изделие, не нарушающее авторские права. Это будут наши производственные мощности и специалисты. Сотни рабочих мест и технологии, которые пойдут во все сферы нашей жизни. Подобный проект может приблизить нашу авиацию к такому состоянию, в котором она находилась во времена СССР.