Пилоты сгоревшего в Москве самолёта Sukhoi Superjet 100 авиакомпании «Аэрофлот» оказались не готовы к нештатной ситуации, развивавшейся на борту. Такое мнение высказала журналист и ведущая программы «Код доступа» на радиостанции «Эхо Москвы» Юлия Латынина.
По её словам, проблема современной авиации в том, что лётчики разучились летать самостоятельно и стали полностью зависимыми от автоматики. Поэтому, уверена Латынина, когда отключился автопилот, те, кто сидел в кабине управления, запаниковали, так как «не умели летать и в компании „Аэрофлот“ их забыли научить».
Для большей наглядности своей позиции Латынина привела в пример беспилотные машины Tesla. В смоделированной ею ситуации в водительском кресле гипотетического автобуса, управляемого автопилотом, сидит человек, который «шофёром был несколько тысяч часов», только Tesla всё это время ездила сама. Водитель же «выполнял какие-то функции — он смотрел, есть ли бензин, не загорелась ли лампочка».
Представьте себе, этот человек выезжает из ворот гостиницы с сотней туристов на пятирядное шоссе, и у него отключается автопилот. <...> Он тут же разворачивается по встречке — обратно в гостиницу. И неважно, что по встречке, что там одностороннее движение. У него клинит. У него желание оказаться на твёрдой земле, вот самому. Плевать на автобус, — провела ассоциативный ряд Латынина.
Она выразила мнение, что пилоты «использовали самолёт в виде большого парашюта, который доставил их на землю». Ведущая радиостанции напомнила о видео, в котором «лётчики из окна лезли» на землю и указала на то, что «как правило, командир покидает самолёт последним».
Вот вылезли по верёвке. Выкинулись. Если бы у них парашюты были, может быть, выпрыгнули, не сажая самолёт, — предположила Латынина.
Ранее, как писал News.ru, мнение о том, что экипаж оказался не готов к нештатной ситуации высказывал и заслуженный пилот России Юрий Сытник. Вскоре после этого в Государственной думе заявили о необходимости пересмотреть всю систему подготовки лётного состава российских авиакомпаний.
Лайнер Sukhoi Superjet 100 авиакомпании «Аэрофлот» сгорел после жёсткой посадки в Шереметьево вечером 5 мая. Следовавший из Москвы в Мурманск борт вернулся, по предварительным данным, из-за проблем с радиосвязью и электроникой. На борту находились 78 человек, погибли 40 пассажиров и один бортпроводник.
Следователи рассматривают несколько версий ЧП. В качестве основных выделяют возможную ошибку пилотов, диспетчеров и проводивших техосмотр лиц, а также неисправность самолёта и метеоусловия.