За большие долги перед управляющей компанией у человека в первую очередь изымают имущество, примерно равное сумме его невыполненных обязательств, рассказал NEWS.ru член экспертного совета Московской областной думы Федор Мезенцев. По его словам, таким имуществом, как правило, является дачный участок, машина, бытовая техника не первой необходимости, а также деньги на банковском счете.
Если речь идет о долге в 200–300 тысяч рублей, то могут быть изъяты телевизор, кофемашина, дорогой сотовый телефон, потому что все это не предметы первой необходимости, как, например, холодильник. Если у человека есть счета в банках, деньги оттуда спишут полностью. Если должник получает регулярные выплаты, то они тоже сразу будут списываться. При этом если человек заранее не написал заявление с просьбой оставлять ему часть средств в размере прожиточного минимума, то на карте всегда будет ноль, — говорит Мезенцев.
Далее, по его словам, судебный пристав проверит наличие у должника автомобиля и дачного участка. Если их продажа теоретически может покрыть сумму долга перед управляющей компанией, то они будут изъяты. При этом квартиру у человека отберут в последнюю очередь, когда все остальные возможности будут исчерпаны, говорит Мезенцев.
Чаще всего управляющие компании не допускают больших долгов, которые нельзя было бы закрыть, продав, например, дачу или машину. Изъятие жилья — это все же крайняя мера, оно у нас вне зависимости от каких-либо долгов охраняется Конституцией и является неприкосновенным. Однако если у человека есть долги и перед управляющей компанией, и, например, перед банком и они в совокупности равны 50% стоимости квартиры, то суд действительно может ее изъять, — пояснил юрист.
Ранее сообщалось, что ужесточение мер в отношении должников призвано стимулировать к своевременному исполнению обязательств. Однако изъять жилье могут лишь в ряде случаев, для большинства должников предусмотрены более мягкие меры. Так, если человек проживает в квартире по договору социального найма и не платил более шести месяцев, его могут переселить в жилье меньшей площади по нормативам общежития. Если же жилье единственное и не находится в ипотеке, выселение по закону невозможно.