В Карелии уволился главный врач Больницы скорой медицинской помощи (БСМП) Петрозаводска Алексей Хейфец. Этому событию предшествовала длительная «итальянская забастовка» медработников, которые протестовали против переработок и низких зарплат. Они утверждали, что именно главврач стал виновником затяжного социально-трудового конфликта. Росздравнадзор выявил в организации нарушения, касающиеся неукомплектованности бригад неотложки. News.ru узнал, что за последнее время напряжённая ситуация сложилась в нескольких медучреждениях республики и причина её кроется отнюдь не в местной специфике.
Две стороны конфликта
Как сообщили News.ru в пресс-службе Министерства здравоохранения Карелии, Алексей Хейфец уволен по соглашению сторон. Обязанности главврача с 26 ноября исполняет Наталья Алонцева, которая ранее заведовала хирургическим отделением больницы.
Сотрудники больницы разделились на два лагеря. Местное издание «Карелия.Ньюс» утверждает, что коллектив больницы выступил против увольнения Хейфеца. Однако другая часть работников считает, что политика главврача стала причиной тяжёлого положения, в котором оказалась скорая помощь в республике.
В начале февраля текущего года главврач петрозаводской БСМП Хейфец направил в адрес руководства профсоюза «Действие» хамоватый по форме и лживый по сути ответ на наше требование устранить нарушения трудового законодательства при проведении коллективных переговоров. Отказавшись, в нарушение статьи 37 ТК РФ, официально включить наш профком в процесс коллективных переговоров, Хейфец оборвал возможности для конструктивного диалога между «Действием» и работодателем, — прокомментировал увольнение лидер межрегионального профсоюза медработников «Действие» Андрей Коновал.
В середине сентября десятки фельдшеров, медсестёр и водителей петрозаводской БСМП объявили о начале «итальянской забастовки», отказавшись от работы в составе неполной бригады.
Заявляем, что больше не можем терпеть унизительно низкий уровень нашей заработной платы. Мы не можем больше работать на полторы-две ставки в попытке обеспечить самые элементарные потребности наших семей, гробя своё здоровье, не видя своих родных и близких. Особенно подобный ритм работы невыносим в условиях нехватки кадров, что приводит к дополнительным нагрузкам: работа по одному в неукомплектованной бригаде, завышенное количество вызовов, особенно в период сезонного подъёма заболеваемости, — говорилось в обращении медработников, копия которого имеется в распоряжении News.ru.
Как пояснили в профсоюзе «Действие», обращение было направлено нескольким людям, а именно главврачу Алексею Хейфецу, руководителю регионального Минздрава Михаилу Охлопкову, главе Карелии Алексею Парфёнчикову, министру здравоохранения РФ Веронике Скворцовой и президенту России Владимиру Путину. В петиции говорилось, что из-за переработок сотрудников скорой «страдает качество оказания медицинской помощи населению» и «растёт риск врачебных ошибок», а загруженность бригад не позволяет выполнять «федеральный 20-минутный норматив прибытия на экстренный вызов».
В учреждении должно быть сформировано около 33 бригад. В реальности работает только 17-18 бригад, а в летние месяцы 14–16 бригад. Никакой доплаты за интенсивность труда мы не получаем, — рассказывают медики.
Так, на фоне переработок сотрудники петрозаводской скорой жаловались на низкие зарплаты. К примеру, фельдшер выездной бригады, как говорилось в обращении, получает после вычета НДФЛ 24 тыс. рублей за одну ставку, фельдшер по приёму вызовов — 22 тыс. рублей, водители скорой помощи — 18 тыс. рублей. Кроме того, сотрудникам скорой урезали выплаты за работу в ночное время и за стаж, а водителям отменили или сократили доплаты за классность.
Почему у работников в Петрозаводске, который приравнен к районам Крайнего Севера, имеющих доплату в размере 50% северных и 15% районных, зарплата на том же уровне и ниже, чем в других регионах, не имеющих северные надбавки? — задавали вопрос медики.
Зарплата ниже среднего
По мнению бастующих, зарплата среднего медперсонала и водителей «должна быть не менее 100% от средней по региону на одну ставку» (средняя зарплата в Карелии, по данным Росстата, составляет 41 325 рублей).
Почти через два месяца после начала забастовки Росздравнадзор отчитался о нарушениях в деятельности руководимой Алексеем Хейфецем петрозаводской БСМП, сообщает «Медвестник».
Выявлено несоблюдение порядка оказания скорой медицинской помощи в части укомплектованности бригад скорой медицинской помощи. По итогам проверки выдано предписание, составлен протокол по ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ («Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии)». — News.ru), — приводит издание пресс-релиз Росздравнадзора.
Материалы проверки лицензионных требований, организованной «по поручению министра здравоохранения России Вероники Скворцовой» после обращения сотрудников скорой помощи, направлены главе Карелии и в прокуратуру республики.
Как прокомментировал итоги проверки председатель профсоюза работников здравоохранения «Действие» Андрей Коновал, «на 50-й день „итальянской забастовки“ Росздравнадзор выявил неукомплектованность бригад скорой помощи в Петрозаводске».
Скорую «в частные руки»
Кроме неукомплектованности карельские медики выступили против перевода работников автохозяйства скорой помощи на аутсорсинг. Как писал News.ru, аналогичная практика в других регионах уже вызывала протесты. Так, в Амурской области фельдшеры и водители Благовещенска записали в июле видеообращение против передачи автопарка скорой «в частные руки».
Губернатор региона Василий Орлов опроверг планы приватизации. По его словам, «госкорпорация „Ростех“ в нескольких регионах нашей страны, к которым, возможно, будет причислена и Амурская область, вводит пилотный проект».
По этому проекту поставляются на станции скорой помощи новые автомобили, укомплектованные всем необходимым оборудованием, что, соответственно, улучшит качество медицинского обслуживания. При этом сохраняется коллектив — это тоже не обсуждается, — заявлял Орлов.
В свою очередь амурские медработники указывали, что в других субъектах подобные действия создали множество проблем в части оказания медпомощи. Так, в ноябре о готовности начать забастовку заявили сотрудники скорой помощи в Нижневартовске Ханты-Мансийского автономного округа. Причиной стало отсутствие зарплат. По словам главврача станции скорой помощи Нижневартовска Максима Смирнова, водители и автотранспорт «находятся на аутсорсе» и «им действительно не платят зарплату».
Оказанием транспортных услуг скорой помощи в городе занимается компания «Феникс-Менеджмент» из Пермского края, работающая также под брендом «Новоскор». Оба юрлица, как отмечает URA.RU, связаны с бизнесменом из Прикамья Евгением Фридманом. В настоящее время счета этих компаний заблокированы по решению ФНС, из-за чего якобы начались проблемы в разных регионах Урала.
Аналогичные проблемы с зарплатами возникли у 40 водителей машин скорой помощи в городе Копейске Челябинской области. С 2019 года они устроились в частные компании, которые по договору обслуживают станции неотложки.
В карельском отделении профсоюза «Действие» сообщали, что Алексей Хейфец не поддерживал идею перехода автопарка скорой сторонней компании, в отличие от чиновников карельского Минздрава, писало издание Ptzgovorit, однако в итоге глава ведомства Михаил Охлопков сказал своё «нет».
Мы изначально были против перехода на аутсорсинг. Мы понимаем все риски с таким переходом. Уже хорошо изучены все регионы, которые перешли на аутсорсинг, и, к сожалению, опыт отрицательный, — цитируют министра «Невские новости».
Также чиновник высказался насчёт других требований забастовщиков. По его словам, когда стало известно о протестах по поводу зарплаты, в министерстве была создана рабочая комиссия, после чего были выполнены определённые шаги — повышение оклада, увеличение надбавок за ночные смены.
Мы всегда готовы к конструктивному диалогу. Эту проблему нужно решать комплексно, а не только локально, — добавил Охлопков.
Перефразируя карельского министра, проблемы здравоохранения в республике (как и в других регионах) не являются локальными и не сводятся к одной лишь больнице.
Как писал News.ru, в августе в Минздраве Карелии обсуждали жалобу персонала Республиканской психиатрической больницы. Медработники пожаловались на проблемы с начислениями стимулирующих выплат, возникшие после оптимизации в отрасли.
После объединения психиатрической больницы и психоневрологического диспансера у персонала якобы существенно снизилась зарплата — у врачей в среднем на 10 тысяч, а медсёстрам отказали в выплате стимулирующих. Это привело к тому, что медработники стали массово менять место работы, хотя руководство психбольницы уверяло, что массовых увольнений в учреждении нет.
Аналогичная ситуация возникла в открывшемся недавно перинатальном центре Петрозаводска. Там, как писало издание Gubdaily, на часть младших медсестёр обещали наложить обязанности санитарок, а тем, кто откажется это делать, пригрозили увольнением. Примерно то же самое было и в Анжеро-Судженске Кемеровской области, где младшие медсёстры несколько месяцев выступали против сокращений персонала и перевода их на должности уборщиц, что прокуратура признала незаконным.
Словом, всё это может быть звеньями одной цепи по имени «оптимизация», неудачу которой успела признать даже вице-премьер Татьяна Голикова.