16+

Новый плацкартный вагон: когда лучшее — враг хорошего

Россиянам важнее низкая цена билета, а не персонализация пространства, считают эксперты
20:11, 27 ноября 2019
Фото: Сергей Булкин/News.ru

Федеральная пассажирская компания (ФПК) представила концепты новых некупейных вагонов. Всего таких вариантов три. Первый больше похож на привычные плацкартные вагоны, но с повышенной степенью комфорта. Два других варианта за счёт нестандартного расположения мест напоминают капсульный отель. Инновации будут широко обсуждаться, в том числе с привлечением общественности, и, вполне вероятно, их ждут доработки к моменту, когда «вагон-2023» начнёт активно эксплуатироваться — в 2023 году. При этом у представителей ФПК есть идеи пойти ещё дальше и разнообразить дизайн вагонов в зависимости от дальности поездок и множества других нюансов. Здесь важно не впасть в крайность и, как сказал глава Союза пассажиров Кирилл Янков, «не наплодить слишком много типов вагонов». News.ru выяснял: нужно ли россиянам изобилие вариантов с акцентом на персонализацию места, всё-таки транспорт общественный, а не индивидуальный.


Три концепта для любителей плацкарта

Новый дизайн некупейных вагонов разительно отличается от прежнего даже в первом варианте, где сохранено традиционное разделение на купе. Прежним осталось их число (девять), компоновка внутри самого купе сохранила столик между двумя нижними местами в отсеке. Дизайнеры и конструкторы убрали третью полку в вагоне, чтобы пассажиры верхних полок смогли сидеть, а также добавили персональные столики для каждого из пассажиров и багажные ящики для тех, кто путешествует на боковых местах. Один из важных моментов — перегородка-трансформер для пассажиров с детьми. Она формирует персональное пространство, а обычное спальное место трансформируется в двуспальное для комфортного размещения пассажира с ребёнком. Кроме того, в вагонах появятся персональные шторы, индивидуальные воздуховоды, дополнительные столики и шкафчики для ручной клади.

Второй вариант похож на капсульный отель с индивидуальными отсеками для пассажиров. Полки располагаются продольно (упрощая концепцию, можно сказать, что привычных купе нет, а все полки становятся боковушками, расположенными в шахматном порядке). При этом длина каждого спального места увеличивается сразу на 20 см.

Третий вариант получил условное название «ёлочка» из-за размещения мест по диагонали. Здесь также есть явная отсылка к капсульным отелям: получается, что каждый пассажир едет в своём персональном мини-купе. Планировка верхних и нижних мест полностью идентична. Расположение по диагонали позволяет увеличить длину спальных мест на 10 см.

При этом в двух последних вариантах разработчики озадачены тем, как предоставить людям возможность коммуникации, если пассажиры едут компанией или просто хотят поговорить. Маркетинговые исследования говорят о том, что россиянам пока более симпатичен первый вариант.

ФПК намеревается ввести в вагонах некое общее пространство, где будут размещены вендинговые аппараты, душевые комнаты, индивидуальные сейфы и зоны отдыха. Не исключено появление тренажёров: в ограниченном объёме, но всё же возможность размяться у пассажиров будет.

Сергей Булкин/News.ru

Перевозчик ждёт обратную связь

В ходе обсуждения вопроса на пресс-конференции было отмечено, что в настоящее время на плацкартные перевозки приходится две трети от общего числа пассажиропотока на железных дорогах, а это более 75 млн человек. Ехать такие пассажиры могут как несколько часов, так и несколько суток. В связи с этим диверсифицировать некупейные вагоны ФПК предлагает в том числе и в зависимости от дальности перевозок. Учесть нужно будет условия, которые необходимо создать не только пассажирам с детьми, но и людям с ограниченными возможностями. При этом для всех вариантов вагонов будет своя тарификация. В возникнувшем разнообразии разобраться не очень просто, даже при условии, что инновации будут вводиться постепенно, как постепенно будут появляться новые вагоны — их планируют ввести в эксплуатацию к 2023 году.

Председатель Общественного объединения пассажиров Илья Зотов напомнил, что пассажиры в первую очередь смотрят на стоимость проезда в вагоне, потому что финансы ограничены. Вторым по значимости пунктом он назвал время, проводимое в пути. Серьёзно растёт спрос на скорость перемещения — «очень не хватает „Ласточек“». В свою очередь глава Союза пассажиров и председатель комитета Совета потребителей ОАО «РЖД» Кирилл Янков подчеркнул, что важно «не наплодить слишком много типов вагонов».

Российские железные дороги сохранили лучшие в мире компетенции по ночным перевозкам пассажиров — в Европе эти компетенции сильно деградировали. Очень хорошо, что представлена новая концепция открытого вагона. Но выбирая из трёх вариантов, надо ответить на вопрос: какая часть пассажиров покупает билет в плацкарт не ради экономии, а потому, что им нравятся именно открытые вагоны? По нашим подсчётам, согласно опросу, проведённому пять лет назад, таких пассажиров около 15–20%. Для людей персонализация не слишком важна. Им важно сохранить те преимущества, что есть сегодня у плацкартных вагонов.

Кирилл Янков

председатель комитета Совета потребителей ОАО «РЖД»

Янков считает, что надо сохранить открытые вагоны, а на базе второго и третьего вариантов создать отдельные капсульные вагоны, которые на 100% удовлетворят запрос на персонализацию: пассажир едет один, у него есть своя капсула.

Не надо плодить огромное количество типов вагонов. Это запутывает пассажиров. Во-вторых, будет нехорошо, если различные перевозчики на железных дорогах начнут вводить каждый свою классификацию вагонов. Надо сохранить единую классификацию для всех перевозчиков, чтобы не получилось в итоге очень сложного тарифного меню, — высказал своё мнение председатель комитета Совета потребителей ОАО «РЖД.

Вопрос ценообразования пока остаётся не вполне прозрачным. В РЖД утверждают, что цена билета на поездку в новых вагонах будет не выше, чем в обычных, которые, к слову сказать, тоже постепенно станут подвергаться модернизации: сейчас их переоборудование идёт умеренными темпами — по 300–450 вагонов в год.

Сергей Булкин/News.ru

Заместитель генерального директора АО «Трансмашхолдинг» по развитию пассажирского транспорта Александр Лошманов напомнил, что инновации в плане внутреннего пространства коснулись всех типов железнодорожных вагонов. Однако, как отметил эксперт, самой сложной задачей стал вопрос реорганизации и создания нового массового вагона. Решить, какие из предложенных реформ действительно необходимы, а какие являются излишеством, возможно, поможет обратная связь от потенциальных пользователей новых вагонов.

Надеюсь, что концепт скоро начнёт своё путешествие по вокзалам России — на вокзалах будут установлены прототипы новых вагонов; в них можно будет войти, посидеть, потрогать всё руками. Это делается для того, чтобы снять информацию от пассажиров и получить обратную связь от них. Каждый сможет оставить своё мнение об увиденном вагоне и предложения. Приглашаем всех принять в этом активное участие.

Александр Лошманов

заместитель генерального директора АО «Трансмашхолдинг» по развитию пассажирского транспорта

В погоне за инновациями и персонализацией пассажирских мест в некупейном вагоне важно не забыть о главном — о назначении железнодорожного вагона как общественного вида транспорта, считает профессор МГХПА им С. Г. Строганова Никита Розанов. С его точки зрения, термин «персонализация» находится в конфликте с самой идеей общественного транспорта. Действительно, некупейный вагон должен учитывать интересы большинства пассажиров, а не индивидуальные требования каждого. Чего хочет большинство, покажет экспозиция новых типов вагонов на вокзалах. Первые из таких «инсталляций» появятся уже в конце 2020 года. Кроме того, есть вероятность, что будет создан специальный сайт и проголосовать за тот или иной вагон можно будет в режиме онлайн.

Telegram

Хотите получать новости быстрее всех? Подписывайтесь на нас в Telegram

Загрузка...
Новости СМИ2