Журналисты NEWS.ru побывали на месте входа и выхода в ту самую трубу — часть газопровода Уренгой — Поморы — Ужгород, через которую прошли с 2 по 8 марта подразделения ВС РФ, выбив ВСУ из Суджи и из населенных пунктов рядом.

Кто и сколько времени готовил операцию «Поток» (или «Труба»), что было самым сложным для ее участников и какие получили последствия для здоровья — в материале специального корреспондента NEWS.ru Виктории Катаевой.

Фото: Иллюстрация NEWS.ru

«Позвонил матери, сказал, что ухожу на задачу»

Одним из авторов идеи операции, по информации NEWS.ru, стал командир бригады «Ветераны» с позывным Морпех. Ранее аналогичную технику его же подразделение выполнило при штурме Авдеевки в феврале 2024 года. Но там длина трубы составляла чуть более 2 км. Длина участка трубы под Суджей — 15 км.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

«Когда „Ветераны“ консультировались со специалистами, возможно ли пройти такой маршрут, им все говорили, что невозможно», — рассказал NEWS.ru Аид — командир отряда разведки 204 полка спецназа «Ахмат».

Он отметил, что при подготовке операции «Ветераны» во главе с Морпехом проделали огромную работу, фактически выстроив в трубе «целый подземный город, чтобы такое количество людей могло поместиться, пробраться» по трубе. Газ по ней не шел с 1 января 2025 года, остатки были выкачаны.

«Но испарения-то все равно оставались. И при заходе в эти катакомбы в нос ударял характерный запах. Дальше вроде принюхиваешься. Но мозг быстро устает, начинаются головные боли уже в конце первых суток. И потом тебя начинает просто отключать», — поделился с NEWS.ru замполит отряда Аида Роман Алехин с позывным Крестный, в функции которого входило техническое обеспечение бойцов внутри трубы.

Тележка, на которой перевозили в трубе кислородные баллоны и воду Фото: Юрий Конопатов/NEWS.ruТележка, на которой перевозили в трубе кислородные баллоны и воду

«Я, как командир, объяснил задачу бойцам буквально перед заходом. Сказал им: если у кого-то клаустрофобия или астма, или просто чувствует, что не осилит эту дорогу в неизвестность, то может отказаться. Из наших никто не отказался, все были готовы. При этом мы понимали, что это может быть билет в один конец… Никаких посторонних мыслей не было, в такие моменты думаешь только о поставленной задаче и как ее выполнить. Позвонил матери и в двух словах сказал ей, что ухожу на боевую задачу, когда вернусь, пока не знаю. Больше родным ничего знать не нужно», — отметил Аид.

В операции принимали участие около 800 бойцов бригад «Ветераны» и «Восток», спецназа «Ахмат», 30-й МПС (мотострелковый полк), 11-я бригада.

«Наш медик выдал нам корвалол, посоветовал принимать по таблетке. И баллончик для астмы. Когда начинали задыхаться, использовали баллончик и брали таблетки. Передвигались согнутыми. Холодновато. Спать ложились поперек, полусидя, полукрюком. И морально непросто. Понимали, что выход у нас только один и он — под носом у противника. То есть назад уже точно дороги не было», — вспоминает боец «Ахмата» с позывным Медведь.

«К тому же ничего не видно, если нет фонариков, то идешь в кромешной темноте. И без воздуха», — дополнил медик отряда с позывным Диджей, который также находился в трубе вместе с остальными бойцами.

«И хотелось пить почти постоянно. А воды не хватало: доставить ее с одного конца трубы в другой было огромной проблемой, когда по трубе идут люди. То есть тележку не отправишь, и обойти их тяжело. Как-то выходили из ситуации — распарывали куртки, брали синтепон, собирали конденсат со стен трубы и губы смачивали. Подбадривали друг друга как могли — стихи рассказывали, анекдоты», — вспоминает Аид.

Командир отряда спецназа «Ахмат» с позывным АидФото: Виктория Катаева/NEWS.ruКомандир отряда спецназа «Ахмат» с позывным Аид

Трубы было две

Остальные подразделения ВС РФ в это же время начали наступление по земле, наверху, на позиции ВСУ.

«Мы зашли в Черкасское Поречное. Там главная улица в народе называется тоже „труба“. Потому что внешне похожа. Еще ее называют „дорогой смерти“. Потому что после захода ВСУ в населенный пункт в августе много мирных жителей они здесь постреляли, именно на этом кусочке местности. И по нам били вражеские артиллерия, дроны. Но мы не имели морального права откатиться назад, шли только вперед», — рассказал NEWS.ru боец «Ахмата» с позывным Абрек.

«То есть часть ребят шла по той самой трубе — длиной 15 км. А остальные продвигались поверху, по земле. С зачистками врага, который засел в лесополках и домах населенных пунктов. И я бы не ставил вопрос, где было полегче, нам или в „другой трубе“. Всем было несладко… Мы совместно с ребятами из 30-го полка освободили Русское Поречное, затем Зазулевку, Косицы, хутор Ивашковский. Наша вторая рота шла первой. За нами уже резерв подтягивался по нашей тропе», — вспоминает боец отряда Каштана спецназа «Ахмат» с позывным Тарек.

Наступавшие «по земле» бойцы, пояснил он, отвлекали внимание врага от ребят в трубе.

«Они (ВСУ) думали, что ВС РФ к ним заходят только через лес, через лесополки. А про ту трубу — которая не улица — даже и не вспомнили. Все „птички“, вся арта работала по нам. А мы шли вперед. Когда арта работает, нельзя сидеть на месте. Потому что иначе тебя разберут (убьют). Всегда надо двигаться», — пояснил Тарек.

«И наша арта отлично работала, замечательно откидывала ВСУ. Мы зашли в Косицу. Местные жители выбирались из подвалов нам навстречу. Запомнилась одна бабушка, она рыдала буквально навзрыд и повторяла „Спасибо, что вы пришли“. Обнимала нас. Ей 80 с чем-то лет, с палочкой еле ходит. И другие жители, когда бомбежка закончилась, с радостью говорили, что впервые с августа прошлого года спокойно спали», — поделились бойцы «Ахмата» с позывными Миня и Захарка.

Дорога смерти, по которой шли участники второй «трубы»Фото: Юрий Конопатов/NEWS.ruДорога смерти, по которой шли участники второй «трубы»

«Африканский корпус идет в атаку»

Тем временем в газовой трубе бойцы подтянулись максимально к выходу и начали выбираться. Первыми вышли военнослужащие 30-го МСП, затем «Ахмат» и следом все остальные.

«Это был самый прекрасный момент в моей жизни за последние несколько десятков лет. Наконец-то свежий воздух и ты встаешь во весь рост. Ну и сразу пошли работать — зачищать лесопосадку. ВСУ бежали, побросав все. А мы-то шли достать вначале воду из ближайших блиндажей. Забрали, попили и уже с более поднятым настроением пошли дальше», — вспоминает боец Медведь.

«У ВСУ реально шок был. Потому что они нас даже не трогали вообще минут 30. Они не понимали, что происходит. Кто эти люди, из-под земли взявшиеся? А мы шли очень злые, катком прошлись по всем укрепрайонам и окопам, они (ВСУ) не успевали ничего сделать. Голодный солдат — это страшно. Я противнику не завидую, когда мы выбежали. Тем более мы все черные были после трубы. Я даже шутил, что „африканский корпус идет в атаку“», — отметил Аид.

Лаз из трубы, из которого выбирались бойцы ВС РФ, находится рядом с хутором Кубаткин. По словам военнослужащих, он считался четвертой линией обороны противника и одной из самых укрепленных позиций. На этой точке, по словам военных, и «посыпались» ВСУ на Суджанском направлении. «Это надо было видеть: как из Кубаткина, Зазулевки сбегали вээсушники. На квадроциклах, на джипах. По нашей информации, это была их основная артиллерия и бэпээлашники — самые дорогие специалисты. Потом просто группами по 10–20 человек бежали. А вы видите, что это действительно укрепы, а не просто окопчики. То есть вот как раз то место эпичное, которое обвалило весь фронт, всю оборону ВСУ на Суджанском направлении», — объяснил Алехин, показывая журналисту NEWS.ru бывшие вражеские позиции под хутором Кубаткин, неподалеку от выхода из трубы.

Он добавил, что в задачи 30-го МСП и спецназа «Ахмат» входило зачистить Кубаткин и закрепиться там. «Ветераны», 11-я бригада и «Восток» из трубы пошли на Суджу.

Вражеские блиндажи на четвёртой линии обороны возле которых выскочили чёрные парни из трубыФото: Юрий Конопатов/NEWS.ruВражеские блиндажи на четвёртой линии обороны возле которых выскочили чёрные парни из трубы

Как ВСУ бежали от Правды

«Мы в БПЛА наблюдали, как ВСУ начиная от Черкасского Поречного бежали. Потом от Правды (хутор в Суджанском районе) бежали. И поднимается гордость за наших бойцов. За всю историю войн такой эпичной операции не было никогда и нигде. За гранью возможного. Кто может вылезти из трубы после шести дней там — без противогазов, без кислорода, воды и еды — и сразу штурмануть опорники врага? Это представить невозможно даже. А ребята смогли», — подчеркнул замполит.

«Я теперь говорю, что у наших дедов была Курская дуга. А у нас — Курская труба. Думаю, тоже войдет в историю», — отметил Медведь.

«Предельные границы возможностей человека давно установлены. Но теперь мы знаем, что за этими пределами есть русский солдат. Один из наших бойцов при выходе с посадки шел замыкающим и потерялся. Мы даже подумали, что ушел с другой бригадой. Оказалось, был ранен кассетами на выходе в обе ноги, потом в руки и спину. Еще два дня без воды полз по посадке. На 15 килограммов похудел, но живым остался, его нашли, эвакуировали. Так что для российского солдата границ не существует. Все зависит от личной силы воли и верности присяге», — выразил мнение Аид.

ВСУ бежали, оставляя разрушенные домаФото: Юрий Конопатов/NEWS.ruВСУ бежали, оставляя разрушенные дома

Самое главное, уточнил он, что ни один из заходивших в трубу бойцов «не погиб, все вернулись живыми».

Хотя и получили последствия для здоровья, которые стали проявляться на пятый день после завершения операции «Поток». Более всего, отметил Аид, пострадали легкие. И тех, кто находился внутри трубы, среди других бойцов сейчас можно узнать по характерному сухому кашлю. Некоторые из них также получили ранения уже после выхода из трубы, в лесопосадках. К примеру, из 15 бойцов группы Медведя ранены были 12, включая и его самого. Аид заверил, что все пострадавшие находятся на лечении в госпитале, их жизни вне опасности.

Читайте также:

Комбат «Ахмата» рассказал о тяжелых боях с ВСУ в «проклятом лесу»

«Голод и насилие»: штурмовик обратился к считающим, что СВО их не коснется

«По зову сердца»: штурмовик «Ахмата» высказался о героях Курской области

«Проходил ад и муки»: участник операции «Поток» о спасенном мирном жителе

В «Ахмате» раскрыли, как участники «Потока» зачистили окопы ВСУ без потерь