Российское антикоррупционное законодательство может быть существенно смягчено. Чиновники, не сумевшие избежать соответствующих правонарушений из-за «обстоятельств непреодолимой силы», будут считаться невиновными. Однако не получится ли так, что с учётом этой инициативы любое коррупционное нарушение можно свести к подобному объяснению?
Пока речь идёт лишь о таких ситуациях, в которых соблюдение ограничений или запретов, требований об урегулировании конфликта интересов не представляется возможным ввиду объективных причин, говорится в пояснительной записке к документу.
Соответствующие изменения в законодательство прорабатывали несколько ведомств — Минюст, Минтруд, МВД, СКР и Генпрокуратура. Законопроект пока находится в стадии разработки, поэтому его полного текста нет в общем доступе.
Инициативу Минюста россияне восприняли в штыки: ведь непонятно, какие «непреодолимые обстоятельства» заставят человека дать взятку или принять незаконное вознаграждение? Когда ветром в карман занесло миллион рублей? Однако на самом деле ситуация не так однозначна, выяснил News.ru.
Когда не было санкций
Глава Национального антикоррупционного комитета (НАК) России Кирилл Кабанов пояснил News.ru, что поручение разработать поправки в законодательство было дано в рамках национального плана противодействия коррупции на 2018−2020 годы.
«Дело в том, что когда принималось антикоррупционное законодательство, у нас не было такого понятия как санкции», — заявил Кабанов.
По его словам, на сегодняшний день есть такие чиновники, которые, согласно требованию законодательства, должны закрыть зарубежные счета, но сделать это не могут, поскольку находятся под санкциями.
«Это форс-мажор? Они декларируют доходы и говорят о том, что такие счета у них есть, но закрыть их не могут, поскольку находятся под санкциями и не могут выехать, чтобы совершить определённые технические действия», — пояснил глава НАК.
Кроме того, возможна, по его словам, и такая ситуация: чиновники связаны декларированием, но находятся в бракоразводном состоянии, но ещё не разведены. Жена или супруг из вредности говорит, что не будет деклараций заполнять. В этих случаях мы понимаем, что человек не может повлиять на непреодолимые условия.
Однако, заявляет Кабанов, и в первом, и во втором случае чиновников, согласно законодательству, надо увольнять. Поэтому речь идёт не о том, что будет легализована взятка или что-то другое, а разговор как раз о таких случаях.
«Но ряд экспертов интерпретировал и подал ситуацию, как фейк — сделать антикоррупционное законодательство мягче в отношении коррупционеров», — подчеркнул Кабанов.
Он уточнил, что соответствующие критерии и обстоятельства «непреодолимой силы» будут прописаны. «Эта работа ещё будет вестись, много экспертов будут обсуждать данную историю, но общая идеология такова», — подытожил глава НАК.
Коллега Кабанова, член президиума НАК Павел Зайцев привёл ещё один пример. По его словам, речь может идти о ситуациях, связанных со стихийными бедствиями. Например, если нужно срочно принимать меры по переселению граждан. Действия, связанные с переселением, могут послужить причиной для обвинения чиновника в коррупции, якобы человек может иметь определённый интерес в данном переселении. Но если действия совершены для спасения людей и произведены вследствие непреодолимой силы — стихийного бедствия, наказание применено не будет.
«Здесь речь не идёт о том, что человек под воздействием неких непреодолимых обстоятельств дал взятку или взял взятку», — подчеркнул Зайцев.
Реакция Государственной думы
Между тем депутат Государственной думы, член комитета по безопасности и противодействию коррупции Адальби Шхагошев назвал подачу Минюста «неосторожной». Он не удивлён тем, что россияне оказались в недоумении.
«К таким резонансным инициативам всегда возникают вопросы. И резонанс пошел: что за „объективные причины“ могут возникнуть? Мы в Госдуме принимаем законы после обсуждения. Потому что нужно идти и объяснять», — сказал он.
А вот депутат Государственной думы, член комитета по безопасности и противодействию коррупции Эрнест Валеев подчеркнул, что подобная отмена наказания за возможные коррупционные нарушения укладывается в общую логику развития антикоррупционного законодательства.
«В первоначальной редакции за антикоррупционные нарушения предусматривалось только одно наказание — увольнение с должности и лишение полномочий за любое нарушение. Позднее законодательство было изменено, введена дифференциация ответственности за коррупционные нарушения в зависимости от тяжести содеянного и степени общественной опасности», — объяснил Валеев логику развития законодательства.
По его словам, сейчас в УК уже есть аналогичная статья об освобождении от ответственности, если поступок совершён в силу крайней необходимости. Таким образом, готовящиеся поправки ни в коем случае не противоречат действующему законодательству, а, наоборот, ему соответствуют.
Кандидат юридических наук Денис Примаков однако высказал сомнение в том, что поправки Минюста необходимы, если в УК уже есть аналогичная статья.
«Появление дополнительного инструмента представляется странным. Зачем создавать для коррупционеров альтернативный механизм вне рамок Уголовного кодекса?» — задался вопросом юрист.
По его словам, Минюст лишь выполняет указание, данное ему в рамках национального плана противодействия коррупции на 2018−2020 годы. Но кто позаботился о том, чтобы включить данное поручение в нацплан — непонятно, констатирует собеседник News.ru.
Коррупция — волевое действие человека
В Минюсте пояснили, что обстоятельства совершения коррупционного правонарушения изучаются в ходе специальной проверки. В том случае, если вина отсутствует, то действие человека не попадает под квалификацию коррупционного правонарушения. За разъяснением обстоятельств News.ru решил обратиться к юристам.
Как пояснил порталу юрист Иван Кучин, известный советский лингвист Сергей Ожегов дал понятию «коррупция» следующее определение: «моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами».
Согласно ФЗ «О противодействии коррупции», коррупция — злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
«Коррупция, неважно, проявляется ли она в форме действия или бездействия, всегда является волевым действием человека», — заявил Кучин.
Он подчеркнул, что от должностных лиц порой зависят судьбы людей. «И должностные лица, чиновники должны иметь личностный внутренний стержень, который даже под давлением со стороны начальства не позволит человеку допустить акт коррупции», — сказал юрист.
Вместе с тем собеседник портала выразил надежду, что федеральный закон, который, возможно, примут на основании вышеуказанного законопроекта, не будет «индульгенцией для чиновников».
По уровню коррупции приближаемся к Сомали
По словам юриста Ильи Кожевникова, в предлагаемых поправках речь идёт не о взятках, за которые не будут наказывать при каких-то обстоятельствах, а о конфликтах интересов и неисполнении обязанностей, запретов или ограничений, установленных в целях противодействия коррупции.
«Если должностное лицо отступило от требований антикоррупционного законодательства вследствие таких обстоятельств, исключающих возможность исполнения требований, то оно не должно нести наказание. Но наличие непреодолимой силы не освобождает от ответственности автоматически. Ситуацию рассматривает комиссия, которая выявляет обстоятельства непреодолимой силы и соотносит с действиями (бездействиями) должностного лица, их необходимости и допустимости», — сообщил Кожевников.
И тут речь не может идти об освобождении от ответственности при получении взятки. В действующей редакции антикоррупционного законодательства возможности снятия ответственности в подобных случаях нет. Сейчас должностные лица, действующие в условиях непреодолимой силы, и в силу обстоятельств отступившие от требований антикоррупционного законодательства, становятся заложниками таких ситуаций, пояснил юрист. А поправки как раз позволяют объективно решить сложившиеся ситуации и не наказывать таких лиц.
В свою очередь юрист Александр Желватых отметил, что с точки зрения уголовного права, чтобы избежать ответственности за преступление, необходимо будет доказать, что воля лица была подавлена.
«К примеру, чиновник был вынужден брать взятку вследствие реальных угроз ему или его семье. В целом, данная норма соответствует Уголовному кодексу, но не стоит забывать и о практике применения», — рассказал Желватых.
Он добавил, что возможность для лица уйти от ответственности будет зависеть от того, насколько объективно и добросовестно будут действовать правоохранительные и судебные органы.
Между тем, согласно последнему исследованию антикоррупционной организации Transparency International, РФ по итогам 2018 года заняла 138-е место в Индексе восприятия коррупции среди 180 стран. Мы поделили эту строку с Ираном и Ливией. В 2017-м Россия была на 135-м месте. За отчётный период РФ сумела набрать лишь 28 баллов из 100 в Индексе. Примечательно, что эксперты Transparency внесли (помимо России) Японию, Бельгию, Ирландию, Данию, Чехию, Финляндию, Сингапур и др. в список государств, не принимающих должных мер для предотвращения так называемого экспорта коррупции.
«Индекс восприятия коррупции, в котором Россия оказалась на 138-й строчке, неутешителен. А подобные инициативы скорее приближают нас к Сомали, нежели к тем странам, которые успешно противодействуют коррупции», — считает Денис Примаков.