Россиян стали реже привлекать за публичные экстремистские высказывания. Так, согласно данным, которые МВД РФ предоставило News.ru, за три квартала текущего года граждан, которые совершили преступления, попадающие под статью 282 УК РФ («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»), было выявлено на 14% меньше, чем за аналогичный период прошлого года (449 лиц против 525). News.ru выяснил, с чем связано снижение дел «за репосты».

Сейчас по 282 статье можно осудить практически любого. На расплывчивость формулировок этого закона давно указывают адвокаты и общественники. Под определение «действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе» можно при желании подвести любое публичное высказывание. Достаточно неосмотрительно поделиться на своей странице в соцсетях какой-нибудь публикацией или мнением — и вот вы уже экстремист и вам грозит реальное уголовное наказание. Никто не говорит, что человек не должен нести ответственность за свои слова и действия, все понимают, что пост в Интернете действительно может быть небезобидным. Но сажать за это на внушительный срок — от двух до пяти лет — это уже явный перегиб.

На абсурдность этой статьи обратил внимание даже Владимир Путин. Во время прямой линии 7 июня глава государства призвал не доводить ситуацию с наказанием за лайки и репосты «до маразма и абсурда». И уже 3 октября он внес в Госдуму проект, который частично декриминализует 282 статью УК РФ. Согласно предложению, нельзя будет привлечь к уголовной ответственности человека, который впервые преступил закон при условии, что его деяние «не представляло серьёзной угрозы для основ конституционного строя и безопасности государства».

Владимир ПутинФото: Алексей Никольский/РИА НовостиВладимир Путин

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Как рассказал News.ru депутат Нижней палаты парламента Сергей Шаргунов, в ближайшие дни эта инициатива будет рассматриваться в Госдуме. Он также предположил, что на снижение количества дел по статье «за репосты» повлияла позиция Путина, которую он озвучил публично ещё летом.

«Действительно, людям стало легче дышать. Как и ожидалось, на местах позиция президента была воспринята как сигнал. Я очень рад, что удаётся выцарапывать людей и спасать человеческие судьбы. Но таких историй ещё много. Я бы обратил внимание на политолога Петра Милосердова, который до сих пор сидит в "Бутырке" по обвинению в том, что он якобы что-то не то написал. 282 статья оказывается поводом для расправы, потому что любого человека можно было подтянуть под неё. Надеюсь, теперь ситуация изменится», — сказал парламентарий.

Директор информационно-аналитического центра «Сова», член Совета по правам человека и развитию гражданского общества при президенте РФ Александр Верховский рассказал News.ru, что статистику МВД о снижении количества дел по 282-й статье подтверждают данные Верховного суда.

«Снижение началось с начала года. Это видно и по данным Верховного суда. То есть очевидно, что есть какие-то решения о том, что надо немного притормозить с делами за публичные высказывания. Когда летом президент на эту тему высказался, потом в октябре внёс законопроект, а ещё Верховный суд призвал навести порядок в этом деле, то ситуация стала кардинально меняться. Дела, которые раньше благополучно бы до суда дошли, стали закрываться или возвращаться на доследование. Ситуация действительно меняется довольно быстро», — сообщил Верховский.

По его мнению, такие дела потеряли всякий политический смысл, потому что количество людей, которые случайно были осуждены по этой статье, очень быстро росло, что вызывало недовольство со стороны населения.

При этом эксперт отметил, что необходимо декриминализировать ещё ряд «экстремистских статей», в которых также присутствуют абстрактные формулировки. Он привёл в пример ст. 148 УК РФ «Оскорбление чувств верующих» и ст. 205.2 УК РФ «Призывы и оправдание терроризма».