Депутаты Госдумы в первом чтении 7 февраля приняли два законопроекта, ужесточающие наказание за оставление водителем места ДТП, повлёкшего серьёзные последствия. Поправки вносятся в УК и КоАП РФ. Какие изменения произойдут в жизни автолюбителей — в материале News.ru.

«Надо вести себя в соответствии с нормами морали. Вы не имеете права покидать место ДТП, вы обязаны вызвать скорую помощь, ГИБДД. Может быть, никого кроме вас и пострадавших рядом нет», — сказал депутат Госдумы Вячеслав Лысаков («Единая Россия»).

Он привёл данные, в соответствии с которыми в стране фиксируется до тысячи случаев оставления места ДТП в год.

Соответствующими поправками правительство предлагает приравнять водителей, скрывшихся с места происшествия, в случае тяжёлых последствий для второй стороны к совершившим ДТП в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Максимальное наказание будет предусматривать лишение свободы на срок от четырёх до девяти лет с лишением права занимать некоторые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Год назад Конституционный суд России признал не соответствующим Конституции пункт 2 примечаний к статье 264 УК РФ, который ставит лицо, управлявшее транспортным средством, в том числе в состоянии опьянения, если оно совершило нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлёкшее по неосторожности тяжкие последствия, и скрылось с места, в преимущественное положение.

Депутат Олег Нилов («Справедливая Россия») говорит, что каждое десятое ДТП виновные покидают. «Около тысячи погибает на дорожных переходах», — возмущается парламентарий.

В этой связи он предложил повысить наказание. «В частности, нужно увеличивать срок лишения прав, хотя бы до 20 лет. Материальная ответственность у нас маленькая А она бы останавливала всяких стритрейсеров», — заявил Нилов.

В беседе с News.ru единоросс Владимир Лысаков призвал водителей ни в коем случае не оставлять место ДТП.

«Оставите — вы получите на два года больше. А если просто поцарапал другую машину, никто не пострадал, а ты оставил все свои данные, можно ограничиться штрафом в 5 тысяч рублей, такую поправку мы хотим внести ко второму чтению», — сообщил депутат.

Во время обсуждения замминистра внутренних дел Игорь Зубов напомнил, что динамика в стране стабильная: «К сожалению, оставляют место преступления порядка 300 тысяч человек ежегодно».

Фото: Сергей Булкин/News.ru

Юрист Александр Желватых пояснил News.ru, что данная законодательная инициатива появилась после рекомендации Конституционного суда от 25 апреля 2018 года ужесточить ответственность за оставление места ДТП. Это произошло по результатам рассмотрения резонансного дела в Ивановской области, когда водитель, виновный в аварии, сбежал с места ДТП и скрывался целый год. При этом по показаниям свидетелей в момент аварии он был изрядно пьян, что установить спустя год, естественно, было невозможно.

«Поскольку состояние опьянения является в настоящее время отягчающим обстоятельством по ст. 264 УК РФ, получается, что пьяному виновнику выгоднее скрыться с места ДТП, тем самым смягчив себе наказание. Усиление ответственности поможет разрешить эту коллизию», — сказал Желватых.

В свою очередь, юрист Илья Кожевников считает, что данные поправки просто необходимы, так как в таких случаях очень трудно установить обстоятельства ДТП. Например, отмечает он, водитель мог находиться в момент ДТП в состоянии опьянения, что существенно увеличивает его ответственность. Чтобы избежать этого, порой такие водители скрываются, а потом пишут явку с повинной после наступления отрезвления.

«Несущественное наказание за оставление места ДТП позволяет им делать такой выбор. Тем более есть возможность и вовсе избежать ответственности», — сообщил Кожевников.

По его мнению, нужно стимулировать водителей к законному поведению. Водитель должен чётко понимать, что если он покинет место ДТП, то у него возникнут серьёзные проблемы, гораздо серьёзнее тех, которые созданы самим ДТП.

«Это позволяет стимулировать водителей к правильным и последовательным действиям. Например, водитель сбил пешехода, но вместо того, чтобы сообщить в органы ГИБДД и вызвать скорую, он в лучшем случае отвозит пострадавшего домой, а там ему становится хуже из-за не оказанной своевременно медицинской помощи. Органы ГИБДД и вовсе не могут установить причинителя вреда, так как никто никаких данных не зафиксировал. Чтобы избежать таких случаев, водители должны знать об ответственности и руководствоваться законом, а не бытовым пониманием ситуации», — подчёркивает юрист.

Два года назад суд Берлина приговорил к пожизненному тюремному сроку двух стритрейсеров, которые во время гонки по центру германской столицы спровоцировали смертельное ДТП. Суд удовлетворил иск стороны обвинения, требовавшей пожизненного срока и квалифицировавшей произошедшее как предумышленное убийство. Двое молодых людей на спортивных машинах устроили уличные гонки по Берлину, разгоняясь до 160 км/ч, и игнорировали запрещающие сигналы светофоров. В итоге на центральной улице западного Берлина Курфюрстендамм они столкнулись с внедорожником, водитель которого от полученных травм скончался. Власти Германии впервые вынесли столь жёсткое решение, осудив гонщиков по статье «убийство», а не «причинение смерти по неосторожности».

Кроме того, согласно статистике, в 2018 году за управление автомобилем в нетрезвом виде в России водительских прав были лишены более 195 тыс. человек. Причём 130 тыс. человек отказались проходить медицинское освидетельствование.

По данным Госавтоинспекции МВД России, всего за 2018 год российскими судами были лишены водительских прав более 400 тыс. человек. Количество аварий с участием пьяных водителей в стране по сравнению с прошлогодним показателем выросло на 1,2% и составило 16,5 тыс. Число погибших в таких авариях осталось на прежней отметке — 4645 человек.

Ранее News.ru писал о том, что новые технические средства для принудительной остановки автомобилей появятся у Госавтоинспекции Москвы.