Рекламу отечественного вина на дорогах южных регионов могут вскоре разрешить в России. Такая мера необходима для поддержания виноделия и развития винного туризма. Об этом сообщила заместитель министра сельского хозяйства России Оксана Лут.

Она уточнила: эту идею высказали члены межведомственной рабочей группы в рамках обсуждения меры по совершенствованию правового регулирования виноградарства и виноделия.

Речь идёт о рекламе вина с защищённым географическим указанием и с защищённым наименованием места происхождения на той территории, где оно было произведено. Если идея получит поддержку, то в винодельческих регионах появятся дорожные баннеры, вывески с рекламой виноделен и их продукции.

«К этому надо относиться аккуратно. Мы понимаем, что это всё равно реклама алкогольной продукции. Мы должны выработать какой-то аккуратный подход к этому направлению», — сказала Лут.

На данный момент реклама российских вин разрешена на ТВ и в печати, однако имеет строгие ограничения.

Красное лучше, чем розовое

Россия должна стать винной державой, как Франция или Италия. Если заводы будут производить больше вина из отечественного сырья, а потребители — его покупать, это позитивно скажется на экономике. Кроме того, необходимо развивать так называемый «винный туризм» — внутренний и внешний.

Но главное, что предстоит сделать, — сломать стереотип в головах людей, что отечественное вино, априори хуже импортного. Для этого Роскачество, Минпромторг и Минсельхоз России составили так называемый винный гид России. Это справочник, в котором перечислены лучшие напитки, произведённые в России из отечественного сырья. В него вошли 320 марок вина, цена за одну бутылку которого не превышает 1 тыс. рублей.

Над составлением рейтинга работали несколько месяцев. Вначале провели аудит хозяйств, чтобы удостовериться в том, что они делают вино из отечественного винограда. Затем приобрели в магазинах 320 вин различных марок и продегустировали их.

Напитки оценивалась по 100-балльной системе в соответствии с международной шкалой Всемирной организации винограда и вина (OIV). Но итоговая оценка была дана в соответствии с российским ГОСТом. «Хорошим» считалось вино, набравшее по сумме не менее 71 балла по ГОСТу, а «очень хорошим» — от 86 баллов.

Эксперты исследовали 51 наименование игристых вин, 104 наименования белых, 19 наименований розовых, 114 наименований красных вин, 32 наименованиями ликёрных. Оказалось, что чаще всего превосходят стандарты ГОСТа красные вина (78% представленных образцов), ликёрные (94% образцов) и игристые (75% образцов).

«Розовые и белые вина немного уступают по качеству. Они сложнее в производстве. А российское виноделие очень молодое. Но из года в год наши вина становятся всё лучше», — рассказал сопредседатель рабочей группы Роскачества по исследованиям вина, руководитель Союза сомелье и экспертов России Артур Саркисян.

А вот белые и розовые реже бывают качественными. Из первых только 54% образцов эксперты признали «очень хорошими», из вторых — 47%.

Наращиваем темпы

В этом году на развитие винодельческой отрасли в России выделят 3 млрд рублей. Об этом рассказала заместитель министра сельского хозяйства РФ Оксана Лут. Она добавила — за последние три года в отрасль было вложено около 6 млрд рублей.

«Планируется создание новых виноградников. Также с 2019 года мы ввели такую поддержку, как субсидирование капитальных затрат для создания питомников. Они нам очень нужны, чтобы предприятия начали этим заниматься», — сообщила Оксана Лут.

За последний год продажи российского вина в магазинах увеличились на 20%, а в аэропортах — на 30%, такие данные озвучил заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов.

Он отметил: таких успехов удалось добиться благодаря акции День российских вин. Осенью 2018 года более 13 тыс. торговых точек презентовали напитки, произведённые в нашей стране. Мероприятие планируется повторить в конце весны или начале лета уже этого года.

В прошлом году в России вырастили 530 млн тонн винограда, из него произвели около 42 млн декалитров отечественного вина. Количество импортного вина на рынке снижается с 150 миллионов декалитров в прошлом году, до 120 млн декалитров — в этом.

«Хочется сломать стереотип о том, что мы не умеем делать вино и у нас нет компетенции, а значит нет хорошего сырья и хорошего вина», — резюмировал Виктор Евтухов.

С похожей инициативой по поводу рекламы пива выступил депутат от фракции «Единая Россия» Антон Горелкин. В середине декабря он внёс в Госдуму документ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения требований к распространению рекламы алкогольной продукции». Депутат предлагает разрешить рекламу пива в СМИ в ночное время — с 23 до 7 часов утра.

Роман Коломойцев, эксперт по вину, представитель итальянской ассоциации виноделов и производителей оборудования для виноделия Enofriends:

Для меня странно, что высоко не отмечены вина, которые успешно представляют Россию на зарубежных выставках. По ГОСТу можно оценить технические данные — отсутствие посторонних запахов, отсутствие вредных примесей. Но нельзя оценить органолептические свойства. Одно и то же качественное вино может отличаться из года в год. Как тут по ГОСТу оценишь? Но я ни в коем случае не отрицаю, что и такой винный гид нужен. Но он ценен для профессионалов больше, чем для широкого потребителя.

Елена Порман, руководитель продюсерского центра «Новое Русское Вино»:

ГОСТ позволяет оценить соответствие продукта основным показателям качества и безопасности. Винный гид выбрал вина, обладающие не только набором базовых качественных характеристик, но и органолептическими достоинствами, для вина это важно, так это продукт для получения гастрономического удовольствия. Винный гид даёт ориентиры для потребителей, знакомит с производителями, выпускающими вина достойного качества. Показать в гиде все существующие на сегодняшний день качественные российские вина уже, пожалуй, невозможно, их действительно очень много и с каждым годом становится всё больше.