USD  66.4337 EUR  75.389
GOLD1,243 $   Brent60.29 $ Bitcoin3,449.17 $
МОСКВА-15°C19:53
ПОИСК ПОИСК ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ 18+ facebook twitter vkontakte instagram

Как спасти школьников от эмоционального взрыва

uwe umstätter/imagebroker.com/Global Look Press

общество [ версия для печати ]
Почему подростки всё чаще приходят в школу с ножом

История московского школьника, который пришёл в школу с ножом и угрожал нанести травмы себе и окружающим, к сожалению, не единична. В числе радикальных проявлений агрессии у подростков стоит вспомнить нападение на школу в Бурятии или даже расстрел в колледже Керчи. А волна подростковых самоубийств и вовсе вызывает панику в обществе. News.ru поинтересовался у психологов, с чем могут быть связаны эмоциональные взрывы у подростков и как с ними бороться.

Основная причина таких «взрывов» — окружающая среда, не всегда лояльная к ребёнку, считает психолог-консультант Анфиса Калистратова. В подростковом возрасте дети часто чувствуют себя одинокими и никому не нужными. Если у родителей нет времени, чтобы поговорить с отпрыском, а друзья увлечены собственными делами — подросток, скорее всего, сделает вывод, что его судьба близких не интересует.

«Подобное девиантное поведение может быть для подростка его способом обратить на себя внимание, привлечь близких. А может быть местью тем, кто его не слушал, не обращал на него внимания», — говорит Калистратова.

Она отметила, что подростковый возраст — сложное время. В этот момент взрослеющие дети пытаются найти себя, понять, чего им хочется в жизни и как этого достичь. Велика потребность в любви и в близком друге, который готов подставить плечо.

Jochen Tack/imagebroker.com/Global Look Press

Собеседница News.ru подчеркнула, что страдают и мальчики, и девочки. Но девочки, в силу особенностей их мышления, чаще плачут и уходят в депрессию. А мальчики предпринимают активные действия, которые не всегда соответствуют здравому смыслу. Могут и с ножом в школу прийти.

Психолог Павел Волженков обратил внимание на высокую нагрузку, которую подростки испытывают в ходе школьного обучения. Контрольные работы по многим предметам, подготовка к экзаменам и давление родителей, которые стремятся видеть своё чадо в числе отличников, влияют на эмоциональное состояние учащегося.

Волженков сказал, что нужно изменить школьную систему, чтобы в основе лежал по-настоящему индивидуальный подход к каждому ученику. В частности, должна измениться роль учителя — он должен быть не передатчиком знаний, а «менеджером по самообразованию». Педагог будет помогать подростку исследовать, какие способы зарабатывания денег существуют, какие для этого нужны знания. Нужно ли обучаться гуманитарным наукам? Или надо пойти по технической стезе? Какие знания нужны, чтобы открыть такой-то бизнес? Что нужно изучить, чтобы стать менеджером по продажам таких-то товаров, таких-то услуг?

Siegfried Kuttig/imagebroker.com/Global Look Press

Исходя из этого, школьник сам будет решать для себя, хочет ли он писать контрольные работы, сдавать экзамены. Он определяет, какие темы ему важны, и просит учителя проверить его знания.

«Если подросток решил для себя, что хочет продавать бытовую технику, то он сосредоточится на исследовании, как другие люди продают бытовую технику, как выстраивают отношения с покупателями, изучит ассортимент бытовой техники. Разбираться в мировой художественной литературе ему для этого не обязательно. Он прочитает художественные произведения, когда захочет — в Интернете», — сказал Павел Волженков.

Таким образом, нагрузка на учеников будет меньше. Тот, кто захочет поступить в вуз, будет концентрировать внимание на ЕГЭ, тренироваться сдавать ЕГЭ — будет это делать для себя. Желающие поступить, например, в гуманитарный вуз смогут вообще не уделять внимание математике, физике, другим предметам, которые им не нужны. Те, кто, например, захочет углублённо изучать математику и физику, будут всё своё время концентрировать на них, не отвлекаясь на другие предметы. Тот, кто вообще не собирается после школы поступать куда-либо, может не сдавать никакие экзамены вообще.

Детский клинический психолог, директор центра «Нелишние дети» Елена Морозова считает, что все вышеперечисленные проблемы — стрессы в школе, проблемы с родителями, подростковые влюблённости, конфликты с одноклассниками — могли привести к эмоциональному взрыву. Если говорить о жулебинском школьнике, который появился в учебном заведении с ножом — можно точно сделать вывод, что количество проблем ребёнка оказалось больше, чем он мог вынести.

«В этот момент рядом не было людей, которые бы заметили, что ребёнку плохо. А ведь признаков такого состояния много — бессонница, угрюмость, немотивированная раздражительность», — сказала Елена Морозова.

Собеседница News.ru посоветовала родителям быть более внимательными и понимающими. В том числе, дать ребёнку понять, что они его любят, и не устраивать трагедии из-за каждой полученной двойки.


самое читаемое

читайте также
Другие новости
Top