News.ru — о выступлении российской сборной на Кубке Карьяла под руководством нового главного тренера Алексея Кудашова.
Особая миссия Кубка Карьяла
У каждого из четырёх этапов Евротура, проводящихся из сезона в сезон в ведущих хоккейных странах континента, своё предназначение. Первый — ноябрьский Кубок Карьяла в Хельсинки — по обыкновению становится своего рода полигоном для экспериментов: на старте сезона тренерские штабы сборных просматривают большие группы новичков и молодёжи. На второй — декабрьский Кубок Первого канала в Москве — Россия собирает максимально звёздный состав, чтобы порадовать своего зрителя на пороге новогодних праздников.
Третий этап — февральские «Шведские игры» в Стокгольме, которые всегда становятся своеобразным турниром «последнего шанса» и «запланированной передышки»: по его ходу наставники формируют окончательное мнение о тех кандидатах, по которым у них были сомнения, а давно проверенные лидеры сборной не получают вызова, поскольку приближается плей-офф КХЛ, перед которым им желательно дать несколько выходных.
Ну, а четвёртый — чешский этап в конце апреля — фактически служит прелюдией накануне чемпионата мира, и на него тренеры везут команды, примерно наполовину сформированные для участия в мировом первенстве. Зачастую — уже с несколькими игроками из НХЛ, чьи клубы не пробились в Кубок Стэнли.
Учитывая приведённую «иерархию» и особенности каждого из этапов Евротура, пора бы уже многим журналистам и болельщикам перестать пренебрежительно относиться к Кубку Карьяла. На данном отрезке сезона турнир в Финляндии выполняет свои функции, о которых сказано выше, но при этом порой умудряется ещё и порадовать публику неплохим хоккеем и закрученной интригой.
Алексей Кудашов, назначенный на пост главного тренера сборной России (а точнее, переведённый на эту должность с позиции одного из ассистентов Ильи Воробьёва, который штаб национальной команды после прошлого сезона покинул), при формировании состава на дебютный для себя турнир в Хельсинки не отошёл от принципа привлечения в команду большой группы новичков. Ожидаемо не оказалось в команде признанных лидеров — голкипера Ильи Сорокина, защитников Никиты Нестерова и Богдана Киселевича, нападающих Кирилла Капризова и Михаила Григоренко из столичного ЦСКА, питерских «армейцев» Владимира Ткачёва и Сергея Плотникова. Хотя нашлось место олимпийскому чемпиону Пхёнчхана-2018 защитнику Артёму Зубу, опытным нападающим Антону Бурдасову (петербуржского «армейца» выбрали капитаном команды), Сергею Шумакову, Александру Кадейкину.
Зато возможность проявить себя получили голкипер московского «Динамо» Иван Бочаров, защитники Никита Черепанов (ярославский «Локомотив»), Дамир Шарипзянов (нижнекамский «Нефтехимик») и Камиль Фазылзянов (казанский «Ак Барс»), форварды Павел Карнаухов (ЦСКА), Алексей Макеев (подмосковный «Витязь»), Кирилл Семёнов (омский «Авангард»), Артём Швец-Роговой (совсем недавно перешедший в СКА из «Витязя»).
Реванш у финнов за полуфинал ЧМ не получился
Штаб Алексея Кудашова хоть и использовал клубный принцип при формировании звеньев атаки и даже пятёрок, но в большей степени формально. Скажем, тройка, выходившая на лёд первой, была целиком составлена из нападающих ЦСКА (Константин Окулов — Павел Карнаухов — Антон Слепышев), но в своём клубе в таком виде практически не играла. Нижегородского торпедовца Дамира Жафярова подключили к тандему Александр Кадейкин — Никита Сошников, который, по признанию обоих игроков уфимского «Салавата Юлаева», сыграл в связке за клуб лишь пару матчей — и без особого успеха.
Наконец, и петербургское звено Антон Бурдасов — Артём Швец-Роговой — Андрей Кузьменко только на бумаге может считаться сыгранным, поскольку центральный нападающий лишь на днях стал игроком СКА, да и крайние форварды постоянно друг с другом на лёд не выходят.
Суммируя всё сказанное, окончательно убеждаемся, что состав российской сборной на финском этапе Евротура был в полной мере экспериментальным. Но при этом смотрелся в отдельных фрагментах матчей весьма неплохо, несмотря на далеко не положительный итоговый результат.
В первом поединке с хозяевами турнира у россиян наверняка присутствовала дополнительная мотивация — желание взять реванш у северных соседей за обиднейшее поражение в полуфинале последнего чемпионата мира. Поначалу всё вроде складывалось в пользу гостей, которые и счёт открыли (свою первую шайбу за сборную забросил Шарипзянов), и преимуществом владели. Аналогичная картина наблюдалась и во втором периоде, однако серия ненужных удалений (россияне набрали 22 минуты штрафа) дала команде Суоми шанс зацепиться, которым соперник и воспользовался. Два гола финны забили в большинстве, ещё один — реализовав штрафной бросок, назначенный за фол Шарипзянова на Сакари Маннинене. Это были уж очень роскошные подарки сопернику, которые тот без раздумий принял.
Нахватали ненужных удалений, очень лёгких. Конечно, нужно улучшить игру в неравных составах. Следующий аспект — это реализация. Создали достаточное количество моментов, чтобы выиграть. Если говорить в целом об игре, молодые ребята старались, было много позитива. Хотя команда играла практически с листа — только собрались и короткую тренировку провели, — приводит слова Кудашова официальный сайт Федерации хоккея России (ФХР).
Помимо неаккуратной игры, вылившейся в большое количество удалений, из негативных моментов стоит отметить абсолютную беззубость российской атаки: помимо забившего первую шайбу Шарипзянова отличился другой наш защитник — Рушан Рафиков, оформивший дубль. Кроме того, не был воплощением надёжности на последнем рубеже Бочаров.
Финны забили два гола в большинстве, мы — один, это и решило исход матча. В равных составах игра была равной. Что касается моих голов, партнёры хорошо выводили на бросок, оставалось только попасть. Последний раз дубль делал ещё в молодёжной лиге. Наши нападающие тоже создавали много моментов, но чего-то не хватило. Мы, защитники, им помогли немного в плане голов, — цитирует Рафикова сайт ФХР.
Нападающих «прорвало» на беду «Тре Крунур»
Во втором поединке турнира — со Швецией — по всей вероятности, в любом случае ворота должен был защищать Игорь Бобков из «Авангарда». Что же касается сочетаний в звеньях атаки, они были минимальными: вне заявки на игру остались Макеев и Кадейкин, а партнёрами Сошникова по тройке нападения стали ярославцы Денис Алексеев и Артур Каюмов.
Сценарий игры с «Тре Крунур» словно под копирку был срисован с предыдущей встречи россиян. Снова подавляющее преимущество в стартовой двадцатиминутке, выразившееся на сей раз в двух голах (их авторами стали Слепышев и Жафяров — наконец-то «прорвало» нападающих!), снова участившиеся фолы во второй трети матча, снова реализованный соперником буллит. Константин Окулов за рамками правил не позволил забить с игры Микаэлю Линдквисту, а Карл Клингберг искусно исполнил штрафной бросок.
Россияне ещё дважды восстанавливали преимущество в два гола (заброшенные шайбы на счету Семёнова и Сошникова), но скандинавы буквально по крупицам собирали контраргументы, максимально извлекая выгоду из удалений соперника и накапливавшейся усталости российских хоккеистов. Следует отдать должное хладнокровию, выдержке и уверенности «жёлто-синих» в собственных силах: за восемь с половиной минут до конца третьего периода они уступали 2:4, но за две с небольшим минуты до сирены восстановили равновесие, удачно заменив вратаря на шестого полевого игрока.
Первую половину овертайма шведы практически не отдавали шайбу россиянам, однако и сами действовали слишком академично, без угроз воротам Бобкова. Оставшиеся две с половиной минуты прошли уже при явном превосходстве россиян, и пару раз голкиперу СКА и сборной Швеции Магнусу Хелльбергу пришлось по-настоящему выручать свою команду.
В затянувшейся серии послематчевых буллитов точными оказались броски Шумакова и Сошникова — на последнего, согласно регламенту, и был записан победный буллит. Так россияне набрали первые два очка на турнире в финской столице.
Сначала был полный контроль — но ненужные удаления полностью перевернули игру. Сказал хоккеистам, что они способны доминировать на протяжении всего матча, не давать сопернику брать инициативу в свои руки, — отметил Кудашов, слова которого приводит сайт ФХР.
Больше позитива в том, что выиграли, но такие матчи нельзя отпускать. Сказались неопытность и несыгранность. Действуем с новыми партнёрами по звену, пока немножко не разобрались. Что касается моего победного буллита, это была домашняя заготовка. Не думал, что Хелльберг о ней знает. Просто хорошо, что забил, — признался Сошников, которого цитирует сайт ФХР.
Коварный Коварж, оседлавший Седлак, страшный Нестрашил
В заключительный игровой день Кубка Карьяла россияне встречались с одним из самых принципиальных и неприятных по игровому стилю соперников — чешской сборной. Возглавляющий эту команду Милош Ржига прекрасно знает российский хоккей, поскольку в своё время немало поработал в нашей стране с питерским СКА и московским «Спартаком». В составе чешской сборной немало игроков, ранее выступавших или и сейчас играющих в Континентальной хоккейной лиге. Например, в тройке нападения, полностью состоящей из братьев Зогорна, двое — Томаш и Гинек — выступают за хабаровский «Амур». И, возможно, агитируют Радима присоединиться к ним на экзотическом Дальнем Востоке.
В итоге нынешние или бывшие кахаэловцы и решили судьбу матча. В первом периоде отличился экс-нападающий магнитогорского «Металлурга» Ян Коварж, ныне выступающий за швейцарский «Цуг». В середине третьего периода подопечные Ржиги реализовали численное преимущество, когда форвард челябинского «Трактора» Лукаш Седлак буквально затолкал шайбу в ворота вместе с пытавшимся прижать её ко льду Шарипзяновым.
В концовке встречи у россиян была масса возможностей забить в большинстве: соперник за семь заключительных минут игры заработал пять (!) удалений, больше минуты оборонялся втроём против пятерых, но выстоял. А за 14 секунд до сирены защитник «Магнитки» Андрей Нестрашил броском из своей зоны отправил шайбу в пустые ворота: россияне пытались отыграться, заменив голкипера на полевого игрока.
Кстати, защищал ворота российской сборной в этом поединке Александр Самонов, совсем недавно вместе с Артёмом Швецом-Роговым перебравшийся в СКА из «Витязя». В сочетаниях полевых игроков изменения по сравнению с игрой против шведов были минимальные, и этот факт может говорить о том, что тренерский штаб в целом остался доволен действиями подопечных на этом турнире.
Правда, как говорил Штирлиц, запоминается всегда последнее, а заключительный поединок россиян на Кубке Карьяла получился и самым неудачным в плане игры в атаке. Но всё же давайте не спешить с далеко идущими выводами. Мы ведь помним, какие функции выполняет финский этап Евротура по ходу каждого сезона.