80 лет назад, 2 августа 1945 года, завершилась Потсдамская конференция — последняя встреча глав трех крупнейших стран антигитлеровской коалиции. На ней лидеры СССР, Великобритании и США согласовали принципы послевоенного мироустройства. Вопреки ожиданиям, итоги встречи не стали залогом стабильности, а оказались прологом к холодной войне. Насколько справедливыми были итоги конференции и можно ли было избежать противостояния между СССР и Западом — в материале NEWS.ru.
Как проходила Потсдамская конференция
Лидеры антигитлеровской коалиции начали обсуждать еще в феврале 1945 года — на Ялтинской конференции, каким будет новый мировой порядок после войны с нацистской Германией. Тогда же приняли решение о создании международной организации с широкими полномочиями, и спустя несколько месяцев был подписан устав Организации Объединенных Наций (ООН). У лидеров держав-победительниц оставались разногласия как в отношении будущего Германии и войны с Японией, так и по другим международным проблемам.
Чтобы обсудить накопившиеся вопросы, было решено провести еще одну конференцию — в небольшом городке Потсдам, расположенном в непосредственной близости от разрушенного войной Берлина. Мероприятие началось 17 июля. Советскую делегацию возглавил председатель Совнаркома и Государственного комитета обороны СССР Иосиф Сталин, американскую — президент США Гарри Трумэн. От Великобритании в Потсдам поехал Уинстон Черчилль, которого после смены консервативного правительства в королевстве заменил Клемент Эттли.
Военный эксперт, историк войск ПВО Юрий Кнутов в беседе с NEWS.ru обратил внимание, что Трумэн стал лидером США незадолго до конференции. Он сменил на этом посту Франклина Рузвельта, который скончался в апреле 1945-го. При покойном главе отношения Штатов с СССР можно было назвать достаточно теплыми — если бы именно этот американский лидер поехал в Потсдам, многих проблем можно было бы избежать.
«Рузвельт с большой симпатией относился к Советскому Союзу, и у него были неплохие отношения лично со Сталиным. Более того, некоторые в праволиберальных кругах США даже называли Рузвельта коммунистом — он активно выступал за участие государства в управлении рыночной экономикой. При Рузвельте СССР и США договорились, что американские компании примут участие в индустриализации советской территории и будет построено около 500 заводов. Когда началась Великая Отечественная война, Рузвельт не возражал против ленд-лиза, имевшего важное значение для обеспечения Красной армии тем же авиационным топливом, алюминием и многим другим», — пояснил Кнутов.

О чем договорились участники Потсдамской конференции
Участники Потсдамской конференции провели 13 пленарных заседаний. Они учредили Совет министров иностранных дел (СМИД), приступивший к разработке мирных договоров для стран — союзниц Германии (Италии, Болгарии, Финляндии, Венгрии и Румынии). При этом судьба самой Германии стала центральной темой дискуссии.
На конференции были согласованы основные принципы дальнейшего существования страны, известные как «четыре Д» — денацификация, демилитаризация, демократизация и децентрализация. Союзники подчеркивали необходимость ликвидации всех военных и полувоенных формирований, а также отмены нацистских законов в Германии. При этом уточнялось, что никто не планирует унижать или «ввергать в рабство» немецкий народ. Также был определен формат международного суда по совершенным нацистами военным преступлениям.
Территорию страны решили поделить на четыре зоны оккупации — советскую, американскую, британскую и французскую. Установленные в них военные администрации имели право проводить собственную политику.
Бурная дискуссия развернулась по вопросу о выплате репараций. По итогам Ялтинской конференции половину от общей суммы ущерба, оцененного в $20 млрд, планировалось передать СССР — как стране, наиболее пострадавшей за годы войны. Однако в Потсдаме американцы предложили новую схему, при которой каждое государство удовлетворяло потребность в репарациях за счет своей зоны оккупации. Однако, поскольку основная часть промышленного потенциала Германии располагалась на западе, СССР потребовал 15% стоимости от находившегося там оборудования.
Кнутов отметил, что Трумэн и Эттли фактически навязали Советскому Союзу менее выгодные условия послевоенного устройства.

«Советскому Союзу пришлось отказаться от Греции, хотя коммунисты имели там очень большое влияние. Пришлось отказаться от полного контроля над той частью Германии, которая была освобождена Красной армией. В Италии коммунисты тоже могли прийти к власти, но из-за давления США руководство получили круги, выступавшие против СССР и против коммунистического влияния. Схожая ситуация была и во Франции», — заметил эксперт.
В то же время, по словам Кнутова, дипломатические усилия Сталина помогли решить польский вопрос в пользу СССР. Вашингтон еще в 1944 году принципиально согласился, что новая западная граница Союза пойдет по линии Керзона. Но с этим были не согласны Британия и польское эмиграционное правительство в Лондоне. Началось перетягивание каната. В конце концов, благодаря тому что СССР чисто физически контролировал территорию Польши, его взгляд на ее послевоенное устройство возобладал.
Как США давили на СССР ядерной бомбой
Пока шла война с гитлеровской Германией, принципиальные противоречия между СССР и западными капиталистическими державами отошли на задний план. Однако после победы над Третьим рейхом у союзников по коалиции оставался фактически один общий интерес — окончательный разгром милитаристской Японии. Ее судьба также решалась на Потсдамской конференции: Сталин подтвердил обязательства СССР по вступлению в войну со Страной восходящего солнца.
Хотя внешне обстановка не переговорах оставалась дружественной, борьба за доминирование в послевоенном мире уже началась в Потсдаме. Ее первой ласточкой стали испытания американской ядерной бомбы, которые прошли на полигоне Аламогордо в Нью-Мексико перед самым началом конференции, 16 июля.
Уже в Потсдаме Трумэн проинформировал об успехах Штатов Черчилля. Британского премьера обрадовало смещение баланса сил в мире в пользу Запада. 24 июля новость о ядерных испытаниях сообщили Сталину, однако он, вопреки ожиданиям американского и британского лидеров, отреагировал равнодушно. К тому моменту в СССР уже были осведомлены о прогрессе США и вели работу над собственным атомным проектом.
Испытания в Штатах оказали большое влияние на судьбу советско-американских отношений, считает Кнутов. «Трумэн сделал ставку на атомную бомбу. Он попытался надавить на Сталина, запугать тем, что в Америке появилось супероружие. Если бы не это, думаю, отношения между СССР и Штатами выстраивались бы несколько иначе и были бы партнерскими, а не враждебными», — подчеркнул эксперт.

Почему Потсдам стал прологом холодной войны
Конференция не только определила контуры послевоенного устройства мира, действовавшего до конца 1980-х, но и ознаменовала собой новый расклад сил. Потсдам стал стартовой точкой холодной войны, в которой каждая из сторон пыталась обеспечить себе максимально выгодные позиции.
Так, на конференции делегация СССР подняла вопрос возврата ранее захваченных Турцией советских территорий в Закавказье, а также возможности размещения советской базы в черноморских проливах. Эти инициативы были отвергнуты западными союзниками, старавшимися не допустить еще большего роста влияния Союза.
Уже в 1946-м Черчилль произнес свою знаменитую Фултонскую речь, в которой признал ведущую роль нового мирового гегемона в лице США и заявил о «тирании» со стороны СССР. Спустя несколько месяцев Штаты и Великобритания объединили свои зоны оккупации в Германии, в 1948-м к ним присоединилась Франция. Спустя еще год эта территория получила название ФРГ, а оставшаяся под влиянием СССР часть стала ГДР. Так окончательно сформировались два противоборствующих блока.
По словам Кнутова, ФРГ в итоге стала основным плацдармом для начала холодной войны. Однако этого противостояния можно было бы избежать, если бы Рузвельт дожил до переговоров в Потсдаме.
«При нем взаимопонимание между США и СССР было бы гораздо более глубоким и полным. Можно было бы избежать и раздела Германии, и противостояния Запада с СССР по той линии, которая была проведена на Потсдамской конференции, — она далеко не всегда отвечала нашим интересам», — подчеркнул историк.
Читайте также:
Балтийский разлом: как испортились отношения России и Литвы
Ушли от России, но легли под Запад: как Латвия добивалась «независимости»
От независимости до рабства: как Украина спустила наследство СССР