Не знаю, долго ли у них горел свет в кабинетах, советовались ли они с американским послом в Праге или иными авторитетными лицами, но наконец было принято выстраданное решение: в Праге останется улица, носящая имя советского маршала Ивана Конева, под командованием которого войска очистили столицу и всю Чехию от остатков гитлеровцев. Но сохранит Злата Прага его имя в своей городской топонимике при одном условии: там же будет вывешена табличка, текст которой расскажет прохожим о противоречивой роли Конева в судьбе страны.
Такой вот ход конём — и вашим, и нашим. Притом что можно было бы использовать уже известные варианты подчёркивания противоречивости. Сделать табличку по примеру памятника Хрущеву — наполовину чёрной, а наполовину белой. Или сразу в стиле современных китайцев отметить там, на табличке же, в процентах принесённое усилиями маршала благо и, дескать, связанное с его именем зло. Было бы желание выделиться.
Но при всём при том нельзя не отметить, что и такое соломоново решение выглядит вполне позитивным на фоне последних событий, приведших к серьёзным осложнениям в российско-чешских отношениях, которые десятилетиями были вполне ровными. Тут и демонтаж памятника тому же Коневу, дополненный демонстративным отказом передать или продать его России, и шумиха вокруг причастности России к взрыву сомнительного военного склада аж семь лет назад, и массовая высылка российских дипломатов. И как финал — апофеоз, занесение Чехии в список стран, враждебных России. А в качестве ответной реакции — невинное удивление чешской стороны: а нас-то за что?
Параллельно Кремль уже получал из Праги сигналы о готовности начать поиск путей к нормализации отношений. Хотя по своей природе они несколько напоминают всё ту же уличную табличку. С одной стороны, выполнено явно задание большого заокеанского суверена. Но с другой — можно попытаться всё-таки объясниться. Хотя та же Чехия в ущерб себе постоянно следует в общем фарватере антироссийских санкций. Но и оставшийся российский рынок терять не хочется, на одном пиве сколько зарабатывают!
Видимо, очень своевременно Владимир Путин выступил в немецкой прессе со своей программной статьёй, отражающей российский взгляд на проблемы современной европейской безопасности. И один из самых значимых посылов этой статьи заключается в призыве не ставить страны, прежде всего Восточной Европы, членов бывшего Варшавского договора, перед жёсткой дилеммой — быть бескомпромиссно либо с коллективным Западом, либо с Россией. Такой подход, по мнению президента России, только отдаляет перспективы возникновения Европы без разделительных линий. Европы, о которой мечтал ещё генерал де Голль, от Атлантики до Урала и дальше — до Тихого океана.
Статью Путина, без сомнения, и в Праге изучили, но выводы вряд ли сделают самостоятельно. Но уже то, что даже на уровне муниципалитетов пробивается желание найти какой-то политический компромисс, внушает некоторый оптимизм.