Международные бренды, несмотря на уход с российского рынка после 2022 года, продолжают активно регистрировать и продлевать товарные знаки в Роспатенте. Юрист Диана Сорк в беседе с «Российской газетой» указала, что таким образом компании себя подстраховывают.
Основная причина — стремление правообладателя сохранить контроль над своими нематериальными активами. Иностранные компании страхуют себя от того, чтобы другие компании, работающие в России, не воспользовались их товарным знаком. И даже если актив заберут, его новые обладатели будут вынуждены проводить ребрендинг, — пояснила юрист.
В сентябре заявки подали Zara и Uniqlo, ранее свои позиции сохраняли Hyundai, Kia, IKEA, Apple, Renault, Carlsberg и Mastercard. Доцент Линда Рыжих не исключила, что иностранные бренды регистрируют товарные знаки в России для их передачи по лицензионному договору какой-либо российской компании, оставаясь при этом правообладателями.
По ее словам, у брендов нет цели возвращаться в РФ — сейчас это проблематично в связи с возросшей конкуренцией и повышением барьеров входа в отрасль. Экономически более обоснованно просто сохранить контроль над брендом путем его перерегистрации или подачи новых заявок.
В то же время у иностранных компаний, безусловно, сохраняется интерес к российскому рынку, считают эксперты. Старший преподаватель Анастасия Мельникова уверена, что при нормализации политической обстановки все ушедшие из России крупные бренды непременно захотят вернуться. При этом компании, скорее всего, поменяют формат присутствия в России с производства на импорт, учитывая возросшие после 2022 года риски для их активов.
Ранее сообщалось, что автоконцерн Mercedes-Benz подал в Роспатент заявки на регистрацию двух вариантов своего бренда — на русском и английском языках. По данным источника, компания намерена заниматься продажей автомобилей, запчастей и сервисным обслуживанием.