Напряжённость в международной торговле создаёт новые риски для роста глобальной экономики. В этом мнении сошлись министры финансов 23 стран, 14 глав центробанков и 10 руководителей международных организаций, среди которых были глава МВФ Кристин Лагард и президент Всемирного банка Джим Ён Ким. В коммюнике по итогам их встречи, прошедшей в Буэнос-Айресе в рамках саммита G20, говорится о «глобальных дисбалансах», об «увеличивающейся финансовой уязвимости», о том, что рост ВВП в ряде стран «стал в последнее время менее синхронным». Однако никаких конкретных мер по минимизации всех этих рисков участники форума не предложили, дело ограничилось лишь призывами к активизации диалога и укреплению взаимного доверия.

«Закон джунглей»

«Мировая торговля не может базироваться на законах джунглей, а односторонне введение пошлин — это закон джунглей», — заметил на встрече министр финансов Франции Бруно Ле Мэр, имея в виду новые американские тарифы на сталь и алюминий. Евросоюз настаивает на их отмене. По итогам предыдущего форума в столице Аргентины представитель «Большой двадцатки» также заявляли о необходимости тесного взаимодействия в связи с односторонними шагами США. Но с тех пор ситуация изменилась лишь в худшую сторону: торговый конфликт между Вашингтоном и Пекином обострился до предела.

На итоговой пресс-конференции в Буэнос-Айресе глава американского Минфина Стивен Мнучин попытался убедить коллег в том, что решения администрации Дональда Трампа — это никакой не протекционизм, а лишь попытка «сделать мировую торговлю более справедливой». Однако собравшиеся ему, похоже, не поверили, имея на то основания. Накануне встречи МВФ констатировал, что, вводя дополнительные пошлины на экспортные товары — от китайской стали до немецких автомобилей, Соединённые Штаты оказывают шокирующий эффект на рынки, на деловое доверие, что, в свою очередь, приводит к сокращению глобального ВВП. В случае вступления в силу всех объявленных к настоящему времени тарифов темпы роста мирового ВВП в 2020 году будут на 0,1 процентного пункта ниже, чем ожидается сейчас, завила глава МВФ Кристин Лагард.

Министр финансов Японии Таро Асо, глава МВФ Кристин Лагард и член Совета управляющих Федеральной резервной системы Джером ПауэллФото: Global Look Press/dpa/Claudio SantistebanМинистр финансов Японии Таро Асо, глава МВФ Кристин Лагард и член Совета управляющих Федеральной резервной системы Джером Пауэлл

Прогнозы на ближайшие два года

Причём американская экономика пострадает сильнее остальных: уже в 2019 году темпы роста США могут быть на 0,8 п.п. хуже прогноза при развитии ситуации в глобальной торговле по худшему сценарию. А азиатские emerging markets потеряют в данном случае 0,7 п.п. в 2020 году. С аналогичным прогнозом выступило на днях и международное рейтинговое агентство Fitch Ratings. Его эксперты предрекают дальнейшее разрастание торговой войны и ухудшение перспектив мировой экономики. Главный экономист Fitch Брайан Култон не исключает, что для самих США торговая война обернётся «шоковым скачком» цен на импортируемые товары — на 35−40%, а также ослаблением роста ВВП на 0,5 п.п.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

В начале июня сценарий новой мировой рецессии представил Всемирный банк. В своем докладе «Глобальные экономические перспективы» ВБ напомнил, что за последние полвека рецессии в планетарном масштабе происходят практически каждое десятилетие. «Теперь прошло как раз десять лет со времени последнего кризиса», — констатирует исполняющий обязанности главного экономиста Всемирного банка Шантаянан Девараджан. По его расчетам, риски ухудшения экономической ситуации сильнее, нежели вероятность её улучшения.

Прогноз по росту ВВП России в 2018 году Всемирный банк снизил ещё в мае — с 1,7% до 1,5%. По оценкам ВБ, российская экономика не сможет ускориться по сравнению с 2017 годом из-за несбалансированности бюджета, согласованных с ОПЕК сокращений нефтедобычи и новых санкций США.

Сходный прогноз относительно перспектив российского ВВП представил и МВФ. Как отмечено в его июльском бюллетене, эффект более высоких нефтяных цен нивелирован негативным влиянием санкций. Соответственно, фонд ожидает подъёма российской экономики на 1,7% в 2018 году и 1,5% в 2019-м.

Игорь Николаев, директор Института стратегического анализа ФБК:

Я разделяю обеспокоенность, выраженную представителями G20. В чём опасность и риски на сегодня? Риски — понятно, торговые противоречия, все эти торговые войны, которые были инициированы, в первую очередь, США, они становятся всё более острыми. И здесь уже не только США, Китай, Канада, Мексика и Европа, но всё новые страны втягиваются. В чём главная опасность? Сейчас мировая экономика дозрела до очередного циклического кризиса. Последний у нас был в 2008—2009 годах, когда наблюдались те же симптомы: пузыри на рынках, прежде всего, на фондовом, такая глобальная перекапитализация рынков. А потом нашёлся спусковой крючок, некий катализатор, который обрушил мировую экономику. Сейчас спусковым крючком кризиса могут послужить торговые войны, о которых говорили на встрече в Аргентине. В этом их опасность. поэтому всё серьезно. Что касается экономики России, она по-прежнему зависит от экспорта энергоресурсов. В случае глобального экономического и финансового кризиса в России упадут цены на сырье, рубль ослабеет достаточно резко, промышленное производство упадёт, всю национальную экономику начнёт лихорадить, а это — и инфляция, и увольнения, и замораживание зарплат. Это мы все помним по тем же 2008−2009 годам, ну и по событиям 2014−2015 годов, когда мирового кризиса не было, но цены на нефть существенно упали.