Размер бюджетной субсидии для нефтяных компаний может быть пересмотрен в сторону увеличения. В данном случае речь идёт о демпфирующей надбавке, которая позволяет сохранять низкие цены на бензин на внутреннем рынке при росте мировых цен на топливо. Соответствующее предложение в правительство направило Минэнерго в ответ на поручение вице-премьера Дмитрия Козака изучить вопрос. О том, что в среде российских нефтяников параметры надбавки активно обсуждаются, ранее сообщил замглавы «Газпром нефти» Алексей Янкевич.

Компенсация экспортной премии

Инициатива Минэнерго напрямую связана с сохраняющимися рисками роста внутренних цен на топливо, и, соответственно, рисками для бюджета и нефтяной отрасли, пояснил источник РБК в правительственных кругах. По словам чиновника, в 2019 году нефтяники хотели бы получить от государства около 200 млрд рублей. У Минфина свой взгляд на ситуацию, отличный от позиции Минэнерго и компаний. Для него главное — состояние госказны.

Механизм демпфирующей надбавки разработан правительством относительно недавно — в рамках завершения налогового манёвра в отрасли и во избежание ситуации, сложившейся в России весной.

Фото: ТАСС/Юрий Смитюк

Тогда из-за подорожания нефти на мировом рынке и ослабления рубля резко выросли нетбэки на бензин и дизельное топливо (экспортная цена за вычетом транспортных расходов и пошлины). Чтобы подобное не повторилось, кабинет министров решил компенсировать компаниям часть экспортной премии: в 2019-м — 60%, в последующие годы — половину. Нефтяников это не устраивает: они добиваются не частичной, а стопроцентной компенсации. Премия рассчитывается как разница нетбэка и условной ежегодно индексируемой оптовой цены на внутреннем рынке — 56 тысяч рублей за тонну бензина и 50 тысяч за тонну дизеля.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Потери бюджета

Налоговый манёвр, напомним, имеет две составляющие — постепенное обнуление пошлин на сырую нефть и нефтепродукты в течение шести лет и пропорциональное повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). С его помощью Минфин намерен избавиться от неэффективных субсидий в отрасли, из-за которых в прошлом году российский бюджет лишился 1 трлн рублей. Основная часть субсидий приходится на нефтеперерабатывающие заводы, получившие в 2017-м от государства 600 млрд рублей, рассказал «Ведомостям» директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина РФ Алексей Сазанов. Ещё 140 млрд рублей, по его словам, Россия теряет, поставляя в Белоруссию нефть по отечественным ценам, а 300 млрд — из-за сдерживания цен на внутреннем рынке.

Как полагают аналитики Vygon Consulting, в 2018 году субсидии на НПЗ увеличатся до 700 млрд рублей. По их прогнозам, будет расти и абсолютная величина федерального субсидирования добычи нефти и газа. Нынешние проблемы отрасли во многом обусловлены международными санкциями. Кампании лишились доступа на западные рынки капитала, то есть они не могут привлекать кредиты и размещать долговые бумаги со сроком обращения свыше 30-ти дней. Сейчас им остро не хватает средств на развитие инфраструктуры в новых регионах добычи, а это — сотни миллиардов долларов. Во-вторых, арктическим, глубоководным и сланцевым проектам закрыт доступ к американским технологиям и оборудованию. Одновременно российская нефтегазовая сфера должна платить по обязательствам по ранее выданным кредитам на общую сумму около $300 млрд.

Артём Деев, ведущий аналитик Amarkets:

Нефть и бензин имеют достаточно неоднозначное ценообразование. Для того, чтобы контролировать цены на бензин на внутреннем рынке, нет необходимости в различного рода субсидиях. Нужно понижать различного рода акцизы и налоги, заложенные в стоимость одного литра бензина. Они составляют достаточно большую сумму, а добыча, транспортировка и переработка нефти в этом литре имеют вес примерно в 30%. Нефтяники могут обойтись без субсидий, но только если взамен получат налоговое послабление. И вреда от субсидий скорее больше, чем пользы, поскольку в этом случае возрастает и влияние того, кто оказывает такую помощь. Рынок нефти должен иметь максимальный контроль со стороны государства, но он должен осуществляться в соответствии с механизмом регуляции, а не помощи.