Удар, нанесённый по российско-израильским отношениям в результате крушения в Сирии самолёта Ил-20, неминуемо отразится на торгово-экономическом сотрудничестве двух стран. Вопрос — как именно? Тут сразу напрашиваются параллели с ситуацией, возникшей из-за сбитого турками 24 ноября 2015 года бомбардировщика Су-24.

По оценкам экспертов, в результате эскалации конфликта между Москвой и Анкарой обе стороны потеряли более $40 млрд. Однако последствия противостояния с Израилем могут оказаться для России намного более разрушительными, учитывая позицию еврейского государства в международной системе политических и финансовых координат, его мощнейший лоббистский потенциал и давние связи с США, ещё более упрочившиеся при президенте Дональде Трампе.

В конце 2015 года премьер Дмитрий Медведев заявил: «Подорваны добрососедские отношения между Россией и Турцией, в том числе в экономике и гуманитарной сфере. Этот ущерб трудно будет восполнить, его прямым следствием может стать отказ от целого ряда совместных проектов». Сейчас, по горячим следам событий вокруг Ил-20, логично предположить, что нечто подобное произойдёт с торговыми и всеми прочими нитями, десятилетиями связывающими Россию и Израиль. Одними из первых могут пострадать туристы: рекомендации на посещать Землю обетованную, а также перестать продавать туда путёвки, появятся у МИДа и Ростуризма ровно так же, как они появились в 2015-м из-за трагедии с Су-24.

Проблемы с туристами возникли раньше

Впрочем, серьёзный сбой в этой сфере возник раньше: по данным посольства РФ в Тель-Авиве, в 2017 году израильская сторона более 1,4 тысячи раз отказала россиянам во въезде в страну, а, по информации газеты «Гаарец», за первое полугодие 2018 года таких инцидентов набралось около 2,2 тысячи. Кроме того, по свидетельству граждан РФ, участились случаи грубого обращения с ними на границе. Власти еврейского государства объясняют это тем, что россияне, пользуясь безвизовым режимом для туристов, стали чаще обращаться за политическим убежищем.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Безвизовый режим для российских граждан был, напомним, введён в октябре 2008 года. Благодаря этому турпоток из РФ вырос на 84%, достигнув в 2009-м 356 тысяч человек. В декабре 2015 года Министерство туризма Израиля поручило турфирмам подготовить выгодные предложения для россиян, в частности трёх- и четырёхдневные туры стоимостью около $350, а также туры по системе all inclusive. Помимо этого, израильские власти утвердили программу субсидирования российских авиакомпаний, выполняющих чартерные рейсы в город Эйлат.

Иерусалим, ИзраильФото: Manfred Vollmer/imagebroker.com/Global Look PressИерусалим, Израиль

К этому добавим, что около 15% населения Израиля (около 1 млн граждан) имеют советские и российские корни. Интегрируясь в культурную, политическую и экономическую жизнь страны, они образуют «человеческий мост» между двумя странами. Многие политические деятели — выходцы из Советского Союза, например, нынешний глава МИДа Авигдор Либерман.

Экспортно-импортные реалии

Что касается торгово-экономических связей, то реалии таковы: по показателям товарооборота Израиль занимает 41-е место среди внешнеторговых партнёров России, в том числе по экспорту — 39-е, по импорту — 38-е. Доля страны в объёме внешней торговли РФ составляет 0,5%. Для сравнения: Турция среди внешнеторговых партнеров Москвы находится на 6-й позиции, в том числе — на 5-й по экспорту и на 13-й по импорту. Её доля во внешнеторговом обороте РФ составляет 4%.

В 2017 году 41,3% российского экспорта ($582,1 млн) пришлась на нефтепродукты, 31% ($436,8 млн) — на драгоценные камни и металлы, 9,1% ($127,9 млн) — на продовольственные товары и сельхозсырьё. Основную долю поставок в РФ из Израиля составили продовольственные товары и сельхозсырьё — 35% ($232,6 млн), машины, оборудование, транспортные средства — 32,1% ($213,1 млн), продукция химической промышленности — 22% ($146,2 млн).

До самого последнего времени оба государства декларировали готовность к взаимовыгодному сотрудничеству в экономической сфере. И очевидно, что ни одна из сторон не заинтересована в разрыве этих связей. Об этом свидетельствует хотя бы заявление президента Владимира Путина: «Израиль не сбивал российский самолёт. Крушение Ил-20 похоже на цепь случайных обстоятельств».

Александр Разуваев, директор аналитического департамента «Альпари»:

События очень напоминают историю со сбитым Турцией российским самолётом. Тогда Москва ввела против Анкары экономические санкции, однако сейчас ситуация намного сложнее. Израиль — важный игрок на Ближнем Востоке, по неофициальной информации, обладающий ядерным оружием. Плюс не стоит недооценивать лоббистские возможности граждан Израиля в глобальной экономике, особенно в инвестиционно-финансовой сфере, а также в отрасли частных военных компаний. В 2017 году товарооборот России с Израилем составил $2,49 млрд, увеличившись на 13,9% по сравнению с 2016 годом. Экспорт России в Израиль в 2017 году составил $1,67 млрд, увеличившись на 13,6%. Импорт России из Израиля в 2017 году составил $825 млн, увеличившись на 14,6%. По данным Ростуризма, в 2016 году Израиль посетило более 300 тысяч российских туристов, за девять месяцев 2017 года — 256 тысяч россиян.

Рубль и акции пока никак не реагируют на данную историю. К политической напряжённости в Сирии все уже привыкли.

Иван Капустянский, ведущий аналитик Forex Optimum:


Ни Россия, ни Израиль не заинтересованы в разрастании драматической ситуации со сбитым самолётом в полномасштабный конфликт. На Ближнем Востоке Израиль — один из главных российских стратегических партнёров. У стран есть все возможности разрешить эту проблему и договориться, чтобы в будущем такие инциденты не повторялись. Тем более, президент Путин расценил крушение самолёта как цепь случайных обстоятельств.

Владимир Рожанковский, эксперт Международного финансового центра:


Объём товарооборота России и Израиля не слишком велик и охватывает, главным образом, медицину, компьютерную и сельскохозяйственную продукцию. Кооперации по военной линии как таковой серьёзной нет. Как следствие, в условиях предопределённого ухудшения двусторонних экономических отношений больших потерь экономика России не понесёт. На мой взгляд, гораздо более существенные потери — дипломатические. До сегодняшнего инцидента дипломатическая сила позиции России заключалась в одинаково добрых конструктивных отношениях как с арабско-палестинским, так и с израильским миром Ближнего Востока. Крен в сторону одних и уход от других ухудшает фундамент легитимизации присутствия российских войск в Сирии и, как следствие, потенциально усиливает предпосылки ухудшения санкционного режима в перспективе.

Александр Шатилов, декан кафедры социологии-политологии Финансового университета при правительстве РФ:

Фото: TVOYKONKURS.RU

Россия пока ведёт себя в отношении данного вопроса осторожно, хотя Израиль занимает явно агрессивную позицию относительно присутствия России в Сирии. Израиль не впервые создаёт угрозу для российских военных. Это не может не вызывать беспокойства. Израиль пользуется тем, что Россия не хочет крупного конфликта. Во многом потому, что среди российской элиты много евреев, например. Кроме того, за Израилем стоят США, с ними тоже не хочется лишний раз портить отношения. Тем не менее, считаю, что Россия может попросить от Израиля определённой сатисфакции. Хотя бы публичных извинений. Помимо этого, можно ввести и некие контрмеры, на усмотрение российского МИДа. Вряд ли стоит ждать разрыва или снижения уровня экономического сотрудничества. Тем более, что эти отношения не так интенсивны, как с теми же Египтом или Турцией.

Михаил Грачёв, финансовый консультант TeleTrade:


Инцидент, произошедший с российским самолётом Ил-20, показывает, насколько близко и тесно «сотрудничают» в Сирии различные военные силы. Фактически, по заявлению Министерства обороны России, Ил-20 был сбит сирийскими ПВО, то есть союзниками. Косвенную вину возлагают на израильские истребители, которые под прикрытием российского самолёта провели ракетную атаку. Сделано это было намеренно или по неосторожности — предстоит разбирательство, которое будет вестись, скорее всего, по дипломатической линии. Вряд ли будет ответный удар по принципу «око за око…», так как это чревато развёртыванием широкомасштабных боевых действий с привлечением союзников и со всеми вытекающими. Не исключено, что Россию таким образом провоцируют на удар по Израилю, но вряд ли Москва заинтересована в таком развитии событий. Безусловно, потеря боевого самолёта с экипажем — трагическое событие, и МИД России совместно с Министерством обороны уже сделали соответствующие заявления и шаги по разрешению этого конфликта. Нарушится ли партнёрство России с Израилем? Вероятнее всего — нет, хотя осадок останется.