Правительство внесло в Госдуму законопроект о налогообложении цифровых прав, который призван полностью легализовать их использование. Речь идёт об операциях с цифровыми финансовыми активами (ЦФА), начислении НДС и налога на прибыль, а также НДФЛ касательно доходов от их реализации. NEWS.ru разбирался, почему ЦФА не криптовалюта и облагать налогом пока нечего, как положения нового закона, если он будет принят, могут быть реализованы и к чему это может привести на практике.
Разрешай, но испугай
Законопроект № 106872-8, предусматривающий поправки в налоговое законодательство в части налогообложения операций с цифровыми активами, предполагает, что налоговая база будет определяться как разница между ценой реализации цифрового права и ценой его приобретения. После его вступления в силу налог будут обязаны заплатить владельцы цифровых активов, заключавших сделки с 1 января 2022 года. Эксперты портала Forklog подчеркивают, что влияние документа на каждую конкретную сделку желательно изучать отдельно.
Чтобы разобраться в том, какие налоги и как нужно платить, компании и физические лица нередко обращаются за помощью к специалистам по налоговому праву. И в случае с налогами на цифровые активы это тоже будет нелишним.
Законопроект находится на стадии обсуждения, а когда будет принят, его положения вступят в силу в течение месяца, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Помимо депутатов свой вклад в обсуждение закона может внести и общественность. Однако не следует путать ЦФА и криптовалюту — достаточно распространенная ошибка даже в сообществе цифровых энтузиастов (владельцы и пользователи цифровых активов, которые на свой риск осуществляют операции с ними, не имея возможности делать это в легальном поле).
Налогообложению цифровой валюты, к которой относится и крипта, посвящен другой законопроект № 1065710-7, который также находится на стадии обсуждения (во втором чтении) и пока не принят. Однако оба законопроекта косвенно связаны и сферы их влияния как будто пересекаются. Дело в том, что ЦФА вполне могут стать цифровыми валютами, если будут обладать их признаками. Вся сложность заключается в том, что криптовалюту в журналистской практике нередко называют цифровыми активами, однако регулирование известных всем криптовалют (биткоина, эфира и других) потребует дополнительных поправок в российское законодательство и рассматриваемых законопроектов будет недостаточно.
Сложность в определении цифровых финансовых активов и их вовлечённости в коммерческую деятельность, а также налоговая отчётность по этой деятельности, могут отпугнуть новичков. Масла в огонь сомнений начинающих инвесторов подлила и Ассоциация банков России, предложив ввести уголовную ответственность для хранящих незадекларированную крипту на некастодиальных кошельках (вне официальных бирж, на которых действует правило регистрации клиента), а также за отказ предоставлять уполномоченным органам ключи при установлении связи должника и кошелька. Предложение Ассоциации появилось одновременно с обсуждением законопроекта о цифровых правах и взбудоражило общественность, придав спорам эмоциональный тон. NEWS.ru опросил экспертов, чтобы внести ясность в понимание перспектив налогообложения цифровых активов.
Сложность VS контроль
На ключевые вопросы о том, что считать налогооблагаемыми цифровыми активами и как будут собираться с них налоги, эксперты ответили неоднозначно.
CEO Bitnalog.com (сервис для законной работы с цифровыми валютами) Дмитрий Мачихин пояснил, что ни одного ЦФА ещё не было выпущено и что такое ЦФА, ещё никто не знает.
Логика законодателя не всегда очевидна и вызвала массу разговоров и путаницу. Во многом так получилось из-за 259-го закона, который вступил в силу ещё в январе 2021 года. В данном законе наряду с цифровыми финансовыми активами вскользь упоминаются и криптовалюты, указывается, что они являются имуществом и что ими нельзя осуществлять взаиморасчеты, оплачивать товары и услуги, — сказал NEWS.ru Мачихин.
Он пояснил, что законопроект о налогообложении цифровых прав «свёл всех с ума и ввёл тотальный, ещё больший хаос», поскольку все ждут, что будет принят закон о криптовалютах, который лежит на втором чтении с осени прошлого года и так и не принят. Однако «кто-то продолжает заниматься регулированием ЦФА, тогда как рынку нужно регулирование цифровых валют».
Законопроект по обложению ЦФА ничего не несёт и ни к каким последствиям не приведёт. ЦФА не существует, с чего брать налоги — непонятно. Да, именно так, потому что ни одного ЦФА ещё не было выпущено. Вся ситуация вводит людей в заблуждение, — подчеркнул Мачихин.
Он добавил, что уже год с небольшим идут дискуссии о легализации и регулировании криптовалют, но это ничего общего не имеет с ЦФА.
Вице-президент Российской ассоциации криптоэкономики, искусственного интеллекта и блокчейна (РАКИБ) Максим Зеленевский не так категоричен в своих суждениях. Он отметил, что пока у ФНС нет методологии и способов контроля цифровых финансовых активов, но после появления законодательной базы они появятся.
В соответствии с ФЗ 259 цифровая валюта признана ЦФА, а следовательно, её можно покупать, продавать, также ею можно владеть и распоряжаться. В процессе продажи криптовалюты, полученной после покупки, майнинга либо другим способом, возникает база налогообложения, с которой и должны уплачиваться налоги, — сказал Зеленевский.
Однако он добавил, что новое законодательство должно регулировать операции со всеми криптоактивами, «иначе какой смысл вводить налогообложение для какого-то одного актива».
Идею уплаты налогов с ЦФА в РАКИБ в целом поддерживают, ассоциация много сделала, чтобы вывести подобные операции из тени, а также легализовать майнинг и торговлю.
Эксперт по блокчейн-технологиям, продакт-менеджер компании Erachain Елена Буйдалина, в свою очередь, отметила, что «разработчикам блокчейна грустно», что про эту технологию в законопроекте ничего нет. Другими словами, передовая деятельность по разработке самых современных блокчейн-технологий так и остается в серой зоне, проект закона о ЦФА её пока не касается. Это затрудняет защиту своих интересов в российских судах для представителей данной сферы. А что касается майнинга, то здесь ещё меньше понимания, в какую сторону направлены решения Минфина и депутатов.
Зачем для майнинга придумывать какой-то особенный налог? По сути, это обычное предпринимательство. У тебя есть ЦОД (центр обработки данных), ты его организовал и можешь сдавать эти центры кому-то и с этого отчитываться. Это как обычные облачные виртуальные машины, которые сдаются клиентам. Этот бизнес существовал и продолжает существовать. Какой ещё новый налог нужен, я не понимаю и мои коллеги не понимают, — сказала Буйдалина.
Эксперт считает, что есть и другая проблема, которая кроется в самом переходе из области цифровых технологий в сферу коммерциализации их продукта.
Другими словами, налог можно уплачивать только с того, что будет выведено в фиат. А пока цифровые активы обращаются внутри своих цифровых пространств и не обмениваются на фиатные деньги, доказать, что они используются в коммерческих целях и являются ценными цифровыми активами по типу ценных бумаг, очень непросто. Примером может быть судебное разбирательство Американской комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC) с компанией Ripple, выпускающей криптовалюту XRP.
Пока в законопроекте нет ничего про NFT («невзаимозаменяемый токен»). Так что этот актив в серой зоне. Конечно, если речь будет идти о картинах, то могут появится налоги, а если это игровые предметы, а не предметы искусства, то вряд ли что-то будет. А ещё вряд ли будут облагать налогом утилитарные токены, баллы, игровые бонусы, — отметила эксперт.
В целом, эксперты считают, что правительство стремится подчинить крипторынок логике традиционных финансов, тогда как возникновение, обмен и плата цифровыми активами — это принципиально новая логика обращения со стоимостями. И сегодня стоимость в буквальном смысле может быть создана из воздуха. Ведь ещё Маркс писал, что ценность чего-либо — это во многом фантазия, фетиш.
Именно капитализм создаёт обращение этих фетишей в системе формирования меновой стоимости. Традиционные деньги эти фетиши как раз и выражали в стоимостном исчислении. А новые деньги, которыми являются криптовалюты, а тем более NFT, это следующий шаг не только в выражении стоимости, но и в её создании и капитализации. Здесь традиционная логика не подходит. Примечательно, что и в работе старого капитализма далеко не все разобрались, но уже возникает потребность разобраться в новом. Другое дело, что налоги всё равно платить необходимо.
Заплати с крипты
Самое главное, что должны помнить люди, которые владеют криптой в России, это обязанность платить налог на прибыль, полученную от торговли криптовалютами, напоминает Дмитрий Мачихин.
Если был факт выхода в рубли, при этом этот факт сопряжён с прибылью, то налог на прибыль с крипты платить надо, это делается путём подачи 3-НДФЛ декларации, с помощью подсчета всех ваших операций и грамотного высчитывания налогооблагаемой базы. Сделать это можно вручную или через специальные сервисы, например через те, которые разрабатываем мы, — отметил Мачихин.
Он подчеркнул, что такая обязанность существует до 4 мая и осталось всего две недели, чтобы отчитаться по крипте и иметь законный инструмент в виде декларации 3-НДФЛ (декларацию можно также подать в письменной форме в налоговую по месту жительства; в электронном виде в личном кабинете налогоплательщика;с помощью программы «Декларация»). Тогда можно будет спокойно и дальше распоряжаться криптовалютой, не боясь, что попадешь под уголовную ответственность.