Глава Минтранса Евгений Дитрих просит не поднимать налог на добавленную стоимость (НДС) на внутренние перелёты через столицу с 10 до 20%. В письме на имя премьера Дмитрия Медведева чиновник отметил, что повышенная ставка «неэффективна с бюджетной точки зрения». По оценке ведомства, при сохранении текущего значения НДС в 10% авиакомпании в следующие 12 лет на внутренних линиях перевезут дополнительно 211 млн пассажиров.

Ставка в 10% действует до конца 2020 года и касается перелётов по России, за исключением маршрутов в Симферополь, Калининград и на Дальний Восток. Минэкономразвития и Минтранс ранее предложили установить нулевую ставку НДС для всех региональных рейсов, минующих Москву. Минфин согласился на это лишь при условии повышения НДС для столичных рейсов до 20%.

Жёсткий вариант

Теперь же ведомство Антона Силуанова вместо уровня НДС 20/0% (для московских и региональных рейсов) рекомендует ранее не обсуждавшийся жёсткий вариант 20/10%. В свою очередь, ведомство Евгения Дитриха настаивает на 10-процентной ставке для московских рейсов и нулевой — для региональных с 2019 года.

Фото: Сергей Булкин/News.ru

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

В этой связи авиаперевозчики предупредили о вероятном подорожании на 8−10% билетов по всем направлениям. По словам главы Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимира Тасуна, из-за новых льгот для немосковских маршрутов бюджет недополучит 17 млрд рублей, а налоговая нагрузка на авиакомпании вырастет на 20 млрд рублей. В конечном итоге это приведёт к падению пассажиропотока, убеждён Тасун.

Главный ценообразующий фактор

В своё время НДС в размере 10% оказал отрасли серьёзную поддержку, поясняет руководитель АЭВТ. Внутренние рейсы всегда были убыточны, но после сокращения налоговой нагрузки уже в 2016 году совокупный финансовый результат с учётом прибыльных международных линий впервые с 2010 года оказался в плюсе — 2,8 млрд рублей, в 2017 году — 5 млрд рублей. Однако затем ситуация осложнилась быстрым ростом ключевых затрат перевозчиков на авиатопливо и аэропортовое обслуживание, напоминает Тасун.

Очевидно, что повышение НДС для «московских» внутренних перелётов — далеко не единственный и далеко не главный ценообразующий фактор. Основной — это цена авиационного керосина, на которую, в свою очередь, влияет стоимость нефти на товарно-сырьевом рынке. Чем выше для нефтеперерабатывающего завода затраты на первичный продукт (нефть), тем больше конечная цена керосина. Из-за подорожавшей нефти несколько отечественных авиакомпаний увеличили с 26 июля 2018 года размер топливного сбора: «Аэрофлот» повысил его на 200 рублей для классов «эконом» и «комфорт» и на 400 рублей — для класса «бизнес».

Фото: Nicolas Economou/ZUMAPRESS.com/Global Look Press

Разногласия между ведомствами — обычное дело

«Я не вижу никаких оснований поднимать НДС на внутренние перелёты через Москву в условиях, когда у нас профицитный бюджет. Это универсальное правило, и оно вполне применимо и в данном случае. А вот что действительно нужно — так это эффективная политика поддержки экспорта и замещения импорта», — сказал News.ru старший научный сотрудник Института экономической политики им Е. Гайдара Сергей Жаворонков.

По его словам, разногласия между различными правительственными структурами в России возникают регулярно. Чаще всего спорят Минфин и Минэкономразвития.

«Это отчасти понятно, и можно даже заступиться за Минфин. В прежние времена, когда бюджет был дефицитным, все просили у ведомства денег, а оно не могло удовлетворить все эти запросы и отказывало. Сейчас принципиально иная ситуация», — заметил эксперт.

Ранее в беседе с News.ru старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова выразила мнение, что новой волны подорожания авиабилетов вряд ли удастся избежать, и что она может прийтись на январь-март и растянуться до начала лета 2019 года. Это ухудшит процессы развития внутреннего туризма и вынудит россиян искать более интересные и дешёвые варианты попасть из точки «А» в точку «Б».