В российских государственных поликлиниках и больницах становится всё больше бесплатных услуг — за счёт их переоснащения, привлечения новых кадров, нового строительства и модернизации. Кроме того, развиваются электронные сервисы, совершенствуется законодательство в сфере здравоохранения, заявила зампред правительства по вопросам социальной политики Татьяна Голикова.

По её словам, непродуманная оптимизация, проведённая в значительном количестве регионов России, нанесла отрасли немалый ущерб. Были утрачены традиционные возможности, которые граждане пусть в усечённом виде, но всё же получали. Однако теперь, сообщила Голикова «Российской газете», в малонаселённых посёлках вновь возрождаются фельдшерско-акушерские пункты и врачебные амбулатории. А там, где людей совсем мало, планируется организовать выездные бригады. Вице-премьер коснулась также темы, вызывающей у людей почти панический страх перед так называемой бесплатной медициной.

«Мы уже работаем над тем, чтобы остановить в государственных и муниципальных учреждениях рост платных услуг», — заявила Голикова.

Коммерческие услуги и лечение по ОМС

Ранее она озвучила весьма примечательную цифру: чтобы получить медицинскую помощь быстро и качественно, нужно заплатить врачам государственных клиник 591 млрд рублей. Таков объём платных услуг, оказанных этими клиниками пациентам в 2017 году. При этом Татьяна Голикова признала очевидный факт: коммерческие услуги и лечение по обязательному медицинскому страхованию (ОМС) не разграничены. Если к этому добавить 178,7 млрд рублей, которые эскулапы получают «в конвертах» (объём теневой коммерческой медицины в 2017 году, по расчётам аналитиков BusinesStat), то картина становится особенно удручающей.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

«Проблема огромная. Платность на самом деле на каждом шагу и кроется в каждой мелочи. Даже если вам прописывают таблетки, вы их покупаете сами, а это уже нарушение конституции. Если вы придёте в федеральное учреждение, то увидите там кассу. В больнице вам тоже предложат платные услуги», — заметил президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский.

Специалист на другом конце города

Фото: Nikolay Titov/Global Look Press

Саверский рассказал News.ru, как одна женщина пожаловалась ему, что ей при внематочной беременности предлагали провести лапаротомию, тяжёлую полостную операцию, а современную щадящую лапароскопию — уже за деньги. Подобных ситуаций — море: хочешь таблетки получше — плати, хочешь качественный протез — плати, хочешь особый уход — плати. К почти полному исчезновению в России бесплатной медицины привело, в частности, создание трёхуровневой системы оказания медицинской помощи.

«Это когда терапевт работает у вас в клинике, а специалисты — на другом конце города. И многие люди, вместо того чтобы ехать через пол-Москвы, находят нужного врача поближе — в частном центре», — поясняет Саверский.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), говорит он, в России 48% от общего объёма медуслуг оплачивает население из своего кармана. Если у нас 3,5 трлн рублей медрасходов берёт на себя государство, то 3,2 триллиона рублей, получается, платят граждане. Причём 1,2 трлн рублей у них уходит на покупку лекарств, а 2 трлн — на коммерческие услуги в государственных поликлиниках и стационарах. Эксперт напомнил, что в конце нулевых Общественный совет при Росздравнадзоре, который он тогда возглавлял, решил обратиться к государству с заявлением о недопустимости практики платных услуг в госучреждениях. Ещё раньше, в 1996-м, правительство приняло постановление под названием «О платных услугах в государственных и муниципальных учреждениях».

«Речь там шла о „дополнительных услугах“ к программе государственных гарантий бесплатных услуг. То есть имеется некий гарантированный перечень, а всё, что сверху — можно платно. Но какая может быть „дополнительная“ помощь, если нельзя вылечить „дополнительно“ аппендицит или менингит?» — задаётся вопросом Саверский.

Хорошо забытое старое

По его словам, хотя врачи и утверждают, что дополнительную помощь «хотят» сами пациенты, в реальности пациенты не могут отказать медработникам, поскольку верят, что от них зависят их жизнь и здоровье. Получается, что одна из сторон пользуется тяжёлым состоянием другой. Сейчас Голикова, отмечает собеседник News.ru, по сути, возвращается к той идее, которую Минздрав попытался реализовать, когда она его возглавляла в 2007–2012 годах. Тогда ведомство выпустило приказ о сокращении платных медицинских услуг в государственных учреждениях. С приходом на пост министра здравоохранения Вероники Скворцовой этот документ был отменён.

Фото: Алексей Павлишак/ТАСС

«Платных медицинских услуг быть не должно. Платными могут быть услуги сервисные, но тогда нужно принять базовую программу бесплатных сервисных услуг. А если вы хотите нечто экстраординарное — одноместную палату вместо шестиместной — идите в частный сектор», — говорит президент Лиги защитников пациентов.

Дефицит кадров

Что касается обнадёживающей, на первый взгляд, фразы Татьяны Голиковой насчёт привлечения новых кадров, то, судя по всему, с этим у государства есть проблемы. В 2017 году эксперты фонда «Здоровье» выяснили на основе данных Росстата, что российские поликлиники охватил дефицит врачей базовых специальностей. В частности, не хватает 27% участковых терапевтов, 18% педиатров и 28% врачей общей практики. В абсолютных цифрах речь идёт о 22,2 тыс. медиков.

Кроме того, крайне сложно обеспечить программу госгарантий, которую даёт всем россиянам полис ОМС. Поэтому, по словам доцента кафедры Первого МГМУ им. Сеченова Юлии Павловой, «средства приходится перекладывать из одного кармана системы здравоохранения в другой».

«Самая дорогая часть медицинской помощи — это пребывание в стационаре. Для медучреждений это очень затратная статья расходов», — поясняет Павлова.

Отдельный вопрос — качество медицинских услуг. Цель реформы государственной системы здравоохранения видится её инициаторам в том, чтобы улучшить качество медпомощи и в технологическом, и в кадровом смысле. В большинстве муниципальных больниц нет современной аппаратуры, а подготовка медработников такая, что к их советам страшно прислушиваться. Бесплатный врач сродни бесплатному сыру в мышеловке: встречаются такие, кто не в состоянии отличить симптомы ОРВИ от симптомов менингита. Впрочем, и в секторе коммерческой медицины нет никакой гарантии, что не нарвёшься на дилетанта. К слову, известная практика «раскручивания» на деньги здесь распространена не меньше, если не больше.