Федеральная антимонопольная служба заподозрила губернатора Челябинской области Бориса Дубровского в нарушении российского законодательства. Причиной стал выявленный ФАС сговор при аукционах на госконтракты по ремонту дорог. В сговоре подозревают не только компанию «Южуралмост» (побеждала на тендерах) и региональное Министерство дорожного хозяйства и транспорта (курировало тендеры), но и главу региона. С чем это может быть связано, разбиралсяNews.ru.

Как говорится на сайте ФАС, компания «Южуралмост» стала победителем на более чем двадцати аукционах, получив транши от государства на сумму свыше 8 млрд рублей. При этом заявки других компаний были отклонены по непонятным причинам, не предусмотренным законодательством, а лоты укрупнялись — как считает ФАС, с целью ограничения конкуренции. На сайте «Южуралмоста» никакой информации о произошедшем нет, последние сообщения там вообще датированы 2016 годом. «Наши юристы сейчас разбираются в сложившейся ситуации», — сказала News.ru пресс-секретарь компании Анна Колонтаева.

«Наша позиция по этому вопросу остается неизменной: деятельность государственных и муниципальных органов в сфере организации и проведения торгов на территории Челябинской области осуществляется в строгом соответствии с действующим законодательством о контрактной системе, защите конкуренции и сложившейся судебной практикой Верховного суда Российской Федерации», — заявил News.ru заместитель руководителя аппарата губернатора Дмитрий Федечкин. Он уточнил, что цель контрактной системы — не обеспечение доступа к закупке как можно большему количеству участников, а качественное удовлетворение потребностей государственного заказчика.

«Губернатор Челябинской области Борис Дубровский нетерпим к любым фактам нарушения существующего законодательства в сфере закупок. По его поручению контроль за недопущением нарушений в этой сфере закреплен за Главным контрольным управлением региона, а также введены дополнительные виды: ведомственный, общественный, контроль финансового органа. В связи с этим мы считаем претензии ФАС России необоснованными. Мы будем отстаивать свою правоту в предусмотренном законодательством порядке», — добавил он.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Связаться с пресс-службой министерства News.ru не удалось. Однако примечательно, что за пару дней до резонансного решения ФАС на сайте регионального ведомства был опубликован пространный хвалебный отзыв по проекту «Безопасные и качественные дороги».

Неконкурентная среда

Фото: uralmost.com

Сфера дорожного строительства в Челябинской области находится под пристальным вниманием надзорных ведомств в течение последних лет, отметил начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев. И это не удивительно. Вопросы к работе Министерства дорожного хозяйства появились давно, рассказал News.ru председатель общественного совета при управлении ФАС Челябинской области, председатель регионального отделения партии «Яблоко» Ярослав Щербаков.

«Очень много вопросов по укрупнению лотов, часто выигрывает либо „Южуралмост“, либо „Южуралавтобан“ — это две компании, которые аффилированы. Конкуренции особо не наблюдается», — сказал собеседник.

По его словам, те компании, которые раньше работали в этой сфере в Челябинской области, сейчас не имеют возможности выйти на рынок. А если даже они выигрывают, то министерство всё равно не заключает с ними контракты, возмутился Щербаков. «Компании идут в ФАС, получают предписания. Но эти предписания игнорируются, затягиваются судебные процессы, а потом уже отпадает необходимость в работах», — пояснил он.

Несколько тяжб по поводу тендеров затеяла компания «Кизилдорстрой». Одна из последних жалоб «Кизилдорстроя» была удовлетворена в Арбитражном суде 21 августа — апелляционная инстанция оставила в силе решение, которое признавало отстранение компании от тендера незаконным. Этот тендер выиграл «Южуралмост». Заявление ФАС может быть связано именно с этим решением суда.

«„Кизилдорстрой“ выиграл на аукционе, предложив более низкую цену, но министерство отказалось заключать контракт, выявив какие-то только им известные нарушения в оформлении банковской гарантии. Причем, это уже третий раз, когда с компанией отказывают заключать контракт», — рассказал Ярослав Щербаков.

Предыдущие попытки «Кизилдорстроя» как-то повлиять на ситуацию заканчивались ничем. «ФАС выдавал предписания, министерство их не выполняло, обжаловало в суде, тем временем контракты заключались с компанией „Южуралмост“, а когда в суде доходило до рассмотрения, контракты уже были исполнены», — рассказал Ярослав Щербаков.

В конце 2015 года пересуды вызвала ситуация, когда «Южуралмост» выиграл тендер на уборку дорог. Другие компании даже не смогли принять участие в аукционе: для обеспечения заявки требовалось внести 49 млн рублей и ещё 98 млн рублей после заключения контракта в качестве обеспечения его исполнения. Такими ресурсами, помимо «Южуралмоста» и «Южуралавтобана», не обладала в Челябинской области ни одна профильная фирма.

Компания «Южуралавтобан» в 2015 году выиграла крупный тендер — подряд на выполнение всех работ по содержанию автодорог в регионе, объединённый в одном лоте с ценой в 12,4 млрд рублей. Это странное «объединение» тогда обжаловал петербургский «Промстройсервис», указав на ограничение конкуренции: по условиям аукциона подряд на выполнение всех работ по содержанию автодорог в регионе объединялся в одном лоте с ценой в 12,4 млрд рублей, обеспечение контракта составляло более 300 млн рублей, практически непосильная сумма. ФАС сначала признала жалобу обоснованной и отменила торги, но министерство обратилось в арбитраж и оспорило постановления.

Компания «Южуралмост» занимается многими известными проектами в преддверии саммитов ШОС и БРИКС — в том числе, строительством транспортной развязки улиц Братьев Кашириных и Российской. На прошлой неделе стало известно, что Тверской районный суд Москвы наложил арест на счета «Южуралмоста». Решение было принято на основании запроса по одному из бывших учредителей организации, сообщала газета «Коммерсант». Тем не менее, как выяснил News.ru, «Южуралмост» чувствует себя абсолютно комфортно. «Они продолжают посреди Челябинска раскапывать проспект Ленина», — рассказал кандидат в совет депутатов Центрального района, координатор челябинского штаба Алексея Навального Борис Золотаревский.

Губернатора «сливают»?

Президент РФ Владимир Путин с губернатором Челябинской области Борисом Дубровским.Фото: kremlin.ruПрезидент РФ Владимир Путин с губернатором Челябинской области Борисом Дубровским.

Как могло участвовать в предполагаемом сговоре министерство — вполне очевидно. Но почему ФАС добавила в число соответчиков губернатора, не очень понятно — по крайней мере, с чисто юридической стороны.

Уроженец Магнитогорска Борис Дубровский стал губернатором Челябинской области в сентябре 2014 года, был избран на 5 лет. Выборы проводились в связи с досрочной отставкой губернатора Михаила Юревича. Как писал Znak.com, того подозревали в причастности к нескольким уголовным делам.

После отстранения Юревича Владимир Путин назначил Дубровского временно исполняющим обязанности губернатора. Ставленник президента в итоге и выиграл выборы, набрав 84,22% голосов. До этого Дубровский был директором Магнитогорского металлургического комбината (ММК), но после назначения, по слухам, перевёл все активы на сына. Он является учредителем строительной компании, но законодательством это не запрещено. По данным сайта «Компромат.Урал», Дубровский контролирует такие компании, как «Челябстройкомплект», БЗЖБК «Энергия», ООО «Челябстройкомплект». Но официальных доказательств тому, разумеется, нет.

«Став губернатором, Дубровский начал приводить в руководство области своих приятелей, знакомых, коллег», — рассказал News.ru Борис Золотаревский. Такая же ситуация произошла и в бизнесе. «Партнёры Дубровского по бизнесу также плавно перекочевали в Челябинск. В регионе ни для кого не секрет, что семья и друзья Дубровского владеют большим количеством бизнес-структур», — сказал собеседник News.ru.

Это не только компании, которые занимаются ремонтом автодорог, но и фирмы по обслуживанию лифтов, застройщики. По словам Золотаревского, они получают преимущества на аукционах и тендерах, и ФАС об этом знала давно: «Они сами пишут, что следили за ситуацией». Несмотря на большое количество возмущённых публикаций в прессе, отставку чиновнику не прочили: понятно было, что Дубровский устраивает центр, он обеспечил очень хорошую явку на президентских выборах в 2018 году.

Сейчас, в преддверии выборов губернатора 2019 года, ситуация изменилась. «Варяги ММК уйдут? Или это обыкновенная драка за дорожные бюджеты? Не поделились, с кем нужно?» — задается вопросом в Facebook сотрудница Фонда защиты гласности Ирина Гундарева.

«Сейчас начался некий внутриэлитный конфликт», — предположил Борис Золотаревский. По его мнению, Дубровский либо перестал устраивать силовиков, либо губернатора «сливает» федеральный центр. «Хорошо, что сейчас заговорили о коррупции, о неэффективности управления, но жалко, что только по такой причине. Это не системная борьба с коррупцией, это внутриклановые разборки», — полагает собеседник.

«Если будут выявлены нарушения, административный кодекс предусматривает наказание — достаточно существенные штрафы. Виновные будут привлечены к ответственности, а заключённые с нарушением соглашения могут быть аннулированы», — добавил председатель общественного совета при управлении ФАС Челябинской области Ярослав Щербаков.

Один из источников URA.RU связал претензии ФАС не с Дубровским, а с борьбой между крупнейшими игроками дорожной отрасли. А другой собеседник издания, политолог Александр Подопригора, высказал мнение, что это дело «можно считать запуском процедуры отставки губернатора». «Ведь это уникальное событие, когда ФАС возбуждает дело на губернатора и в комментариях антимонопольщиков губернатора прямо обвиняют в картелизации. Это очень серьезное обвинение и вопрос о доверии к главе области», — сказал он.