США едва ли введут санкции в отношении крупнейших российских банков, столь жёсткие меры со стороны Вашингтона маловероятны, считают опрошенные News.ru эксперты. Тем не менее, госбанки РФ смогут успешно противостоять любым ограничениям, поскольку готовят план совместных ответных действий. Речь идёт о проработанной ими «почасовой» инструкции по уходу от санкций, предусматривающих, прежде всего, отключение от американской финансовой системы.
Сбербанк, ВТБ, Внешэкономбанк, Газпромбанк и Россельхозбанк создают единую сеть корреспондентских счетов, позволяющую осуществлять операции в иностранной валюте в случае принятия ограничительных мер. Основной сценарий предполагает, что хотя бы один из этих столпов банковской системы РФ останется вне ограничений и сможет без проблем работать с валютой через корсчета в зарубежных банках. В большинстве своём российские банки связаны между собой рублёвыми счётами, а не долларовыми, пишет Reuters. Как отмечает агентство, решение проблемы валютных переводов таким образом — временный вариант, который будет действовать около трёх-четырех месяцев. Однако это позволит выиграть время для принятия других мер.

«Каждый важный банк имеет пошаговый план по поводу того, что следует сделать в определённой ситуации. Первый месяц разложен по дням, если не по часам», — сообщил источник Reuters в одном из госбанков РФ, уточнивший, что соответствующая работа ведётся с конца 2018 года вместе с Минфином и ЦБ.
Маловероятное событие
Другой возможный сценарий предусматривает предоставление Центробанком валюты банку, не затронутому санкциями, чтобы другие финансовые институты открыли в нём корсчета для валютных операций. Есть также вариант, при котором подпавший под действие ограничений банк открыл бы корсчёт непосредственно в ЦБ, однако Reuters не берёт его в расчёт из-за потенциального риска распространения санкций на сам ЦБ.
«На мой взгляд, введение жёстких санкций с добавлением в SDN-лист в отношении крупнейших российских публичных банков типа Сбербанка и ВТБ пока выглядит маловероятным событием», — говорит начальник отдела экспертов по фондовому рынку «БКС Брокер» Василий Карпунин.
Категория «финансовые институты»
Собеседник News.ru ссылается на прошлогодние публичные слушания в Конгрессе США, на которых тема ограничений для банков рассматривалась далеко не в первую очередь. Основное внимание было уделено вопросам, касающимся инвестиций в госдолг.

«Анонсированный в прошлом году законопроект содержал названия крупнейших госбанков РФ. В последнем опубликованном документе DASKA упоминается лишь категория „финансовые институты“. Это было сделано не просто так. Это — шаг в сторону смягчения риторики, позволяющий избежать излишне жёстких и неконструктивных мер в отношении российских госбанков», — отмечает Карпунин.
По словам заместителя председателя правления Локо Банка Андрея Люшина, угрозы из Вашингтона звучат уже длительное время, однако пока был введён только первый пакет санкций, связанный с «делом Скрипалей» и предусматривающий запреты на оказание внешней помощи России, на экспорт товаров двойного назначения, на продажу оружия, а также — отказ от кредитования со стороны госструктур США.
«Однако в последнее время всё чаще стали звучать заявления, что второй пакет, включающий санкции относительно корсчетов банков РФ, всё же будет реализован. В этом случае вся надежда на упоминаемый Reuters план действий — будут использоваться корреспондентские счета того банка, который не попадёт под ограничения», — говорит Люшин.
Подготовиться всё же стоит
По оценке эксперта Академии управления финансами и инвестициями Геннадия Николаева, вероятность ввода новых санкций против группы государственных банков крайне мала. Скорее всего, для начала американское правительство решит принять ограничительные меры в отношении госдолга РФ, что также сложно представить. Фактическое отключение страны от системы долларовых расчётов повлечет за собой тяжелые последствия для мировых рынков, переживающих сейчас не самые лучшие времена.
«Тем не менее, вполне возможен исход, при котором санкции коснутся пары финансовых организаций, вроде Газпромбанка, например, из-за его предполагаемой поддержки действующего режима в Венесуэле. Серьёзного урона отечественной экономике это не нанесёт, но подготовиться определённо стоит. Новая система связи между банками с помощью корсчетов должна помочь, по крайней мере, пока санкции не распространятся на всю отрасль», — рассуждает Николаев.
США в своём поведении довольно последовательны и идут от ситуации к ситуации, отмечает трейдер-аналитик компании «ФинИст» Александр Ершов. Вот и пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков отреагировал на очередные заявления из Вашингтона фразой «рассчитываем на лучшее, но ожидаем худшего». Скорее всего, каких-то ограничений в отношении крупнейших российских банков ожидать нужно, но непонятно, сколько времени остаётся на подготовку защитных мер.

«Надеяться на то, что какой-то госбанк не попадёт под санкции и проводить все операции через его корсчёт, — это недолгосрочная история, поскольку расширять санкции проще, чем вводить новые. Такая система ненадёжна. В любом случае, санкции ударят по экономике: для населения и бизнеса доллар станет дороже», — говорит Ершов.
Задача — найти альтернативу доллару
Кроме того, продолжает собеседник News.ru, придётся увеличивать комиссии за конвертацию валюты, что невыгодно. Здесь основная задача — найти долгосрочную альтернативу приобретению американской валюты, в противном случае, «дедолларизация» произойдёт у нас вынужденно, а не запланировано. Хотя возможен оборот ограниченного количества долларов, закупленных Центробанком, но тогда банки-монополисты смогут выставлять нужный им курс, отчего наверняка снова пострадает малый и средний бизнес. Впрочем, пока США выясняют отношения с Китаем, какое-то время у российских банков есть.
«Вероятность наихудшего развития событий очень велика: уже создан прецедент с „Еврофинанс Моснарбанком“, против него введены санкции, и уже есть последствия вплоть до декапитализации банка, поскольку ему уже отказано в проведении валютных операций на Московской бирже», - говорит руководитель департамента управления активами компании «ERARIUM Group» Денис Лисицын.
По словам эксперта, ничто не мешает США ввести такой же запрет на расчёты в долларах на любой российский банк. Другое дело, что, например, у Сбербанка и Газпромбанка большая инвестиционная составляющая принадлежит финансовым фондам и гражданам США, поэтому санкции могут затронуть интересы определённых финансовых групп этой страны.
В начале 2018 года, напомним, сенатор-демократ от штата Мэриленд Крис Ван Холлен и сенатор-республиканец от Флориды Марко Рубио внесли в верхнюю палату Конгресса законопроект, предусматривающий полную заморозку активов, запрет на доступ к американской финансовой системе и блокирование любых сделок с американцами. По мнению авторов инициативы, такие действия могли быть предприняты, если директор национальной разведки США решит, что Москва делала попытки вмешаться в американские выборы.
Ограничения должны были затронуть минимум три организации из перечисленных в законопроекте: Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Внешэкономбанк, БМ-Банк (ранее Банк Москвы, входит в группу ВТБ) и Россельхозбанк. Однако законопроект не был принят, и недавно в Конгресс был внесён новый аналогичный билль, уже не содержащий упоминания о конкретных российских банках. Впрочем, отмечает Reuters, США всё же бросили некий «пробный шар», когда Visa на днях приостановила членство российского банка «Еврофинанс Моснарбанк», отключив карты клиентов от обслуживания.