Столичные власти введут новую программу поддержки бизнеса. Работающих по франшизе предпринимателей поддержат субсидиями, говорится в письме правительства Москвы, которое оказалось в распоряжении News.ru.
Проект соответствующего постановления уже подготовлен Департаментом предпринимательства и инновационного развития города Москвы, сообщила заммэра Наталья Сергунина. По её словам, мера поддержки ориентирована прежде всего на небольшие компании и начинающих предпринимателей. Проект предусматривает субсидии на компенсацию затрат по приобретению оборудования, погашение лизинговых платежей и процентов по кредитам. Компенсировать предлагается до 35% документально подтверждённых трат.
Благодаря такой поддержке появятся новые кофейни, закусочные, магазины, предприятия бытового обслуживания. Они создадут рабочие места и обеспечат рост налоговых поступлений в бюджет. А значит, вложения окупятся и принесут пользу городу, — отметила Сергунина.
Она напомнила, что франшиза представляет собой готовую и проверенную временем модель, с которой проще открыть своё первое дело или развивать уже действующий бизнес.
По данным Российской ассоциации франчайзинга, в Москве по франшизе работает 11,5 тысячи объектов и 500 брендов. Для поддержки предпринимательства в столице создано ГБУ «Малый бизнес Москвы». Учреждение предоставляет бесплатные консультации для всех желающих, проводит обучающие мероприятия — семинары, мастер-классы, тренинги. Получить консультацию можно по телефону, посетив любой из 15 Центров услуг для бизнеса, а также воспользовавшись специальным онлайн-сервисом на сайте mbm.ru.
Также на сайте представлены сервисы, позволяющие бесплатно и оперативно получить ту или иную услугу: подобрать налоговый режим, подготовить документы для регистрации ИП и ООО, подыскать подходящее помещение, сформировать налоговую декларацию по УСН, подать заявки на поручительство в Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы и на получение займа в Московском фонде поддержки промышленности и предпринимательства.
Что такое франшиза
Напомним, франшиза — это объект договора франчайзинга, комплекс благ, состоящий из прав пользования брендом и бизнес-моделью франчайзера, а также иных благ, необходимых для создания и ведения бизнеса. Проще говоря, крупная компания с именем (франчайзер) передаёт мелкой фирме права на пользование её брендом и технологиями, плюс помощь в копировании бизнеса. А мелкая платит крупной деньги и обещает хранить верность. Между тем в российском законодательстве нет понятия «франшизы» и сопутствующих терминов. Есть лишь договор коммерческой концессии, который с натяжкой можно приравнять к договору франшизы.
По словам руководителя аналитического департамента «Международного финансового центра» Романа Блинова, сама по себе инициатива правительства Москвы крайне приятна на слух. Она очень сильно коррелирует с результатами исследования компании Ernst & Young Global Limited, которая сообщила о росте инвестиционной привлекательности страны по итогам 2018 года. Меры по поддержке малого и среднего бизнеса — это всегда шаг вперёд. Главное, чтобы не получилось, как в знаменитой статье Ленина «Шаг вперёд, два шага назад». Мы каждый год стремимся всеми фибрами души и средствами государства помочь малому бизнесу и начинающим предпринимателям, но таковых становится всё меньше и меньше. Скоро в Красную книгу придётся их записывать, поскольку конкурировать в условиях капитализма, построенного на принципах государственно-олигархической экономики, шансов у них немного.
Роман Блинов, руководитель аналитического департамента «Международного финансового центра»:
Сам институт франшизы у нас функционирует, но без существенных первоначальных инвестиций на этапе именно старта бизнеса. Говорить о росте и устойчивом становлении бизнеса в большинстве случаев не приходится, и это исторический факт.
Снимаем шляпу
Безусловно, участие государства и всяческая поддержка именно в начале формирования и реализации бизнес-модели крайне важна в любой отрасли и стране. Так что снимаем шляпу перед инициативой и будем следить за её реальной реализацией на практике, резюмирует собеседник News.ru.
Поддержка малого бизнеса — уже хорошая новость, согласен PR-директор ИАЦ «Альпари» Андрей Лобода. Кем бы она не осуществлялась, Москвой или федеральным правительством, негосударственный сектор экономики нуждается в усилении. Государства очень много, причём везде. По словам эксперта, сегодня отечественные предприниматели, владельцы небольших компаний и предприятий — настоящие герои капиталистического труда. Они выживают на фоне откровенной непрозрачности государственных и муниципальных органов власти, зачастую давящих на их бизнес-интересы через излишние проверки и аудит.
Предприниматели хранят молчание
Как напоминает Лобода, московские власти на днях отчитались о закупках у субъектов малого бизнеса на сумму 1 трлн рублей за пять лет. Много это или мало? По сути, это порядка $3 млрд в год, и непонятно, какие именно отрасли экономики эти субъекты представляют. Собеседник News.ru не исключает, что многие компании стали подрядчиками столичного правительства в крупных и не очень строительных проектах. По предположению ряда СМИ и Telegram-каналов, некоторые московские чиновники через свои подставные фирмы давно наладили выгодное сотрудничество с властями. Любые сомнения на сей счёт развеет не только прозрачность в городском управлении, но и удовлетворённость развитием собственного бизнеса со стороны самих предпринимателей. О положении дел в сегменте малого бизнеса у нас слишком мало информации от самих участников процесса и слишком много рапортов от чиновников.
Андрей Лобода, PR-директор ИАЦ «Альпари»:
Не вижу смысла в выделении средств на поддержку проектов по франшизе с крупными западными брендами. У международных компаний есть свои ресурсы, и запускаемые проекты в России отечественными партнёрами досконально просчитываются с учётом отсутствия поблажек со стороны властей.
Высокомаржинальные сферы
По мнению эксперта, помимо ретейла и общественного питания, в столице, да и в масштабах всей страны, правильнее поддерживать малый бизнес, начинающий делать первые шаги в сегментах экономики с очень высокой добавленной стоимостью. Это, например, финансовые технологии, программные продукты, юридические услуги. Это высокомаржинальный бизнес, он сможет обернуться не только высокими налоговыми поступлениями, но и репутационной отдачей. У государства и бизнеса практически не осталось времени, чтобы эффективно реагировать на изменившийся технологический фон жизни, поэтому приоритетным для поддержки Лобода считает направление финтеха.
Колоссальный потенциал для страны эксперт усматривает в работающем на себя населении, нуждающемся в поддержке. По его данным, в I квартале нынешнего года в Москве было зарегистрировано около 35 тысяч самозанятых, каждый из которых за три месяца смог заработать около 55 тысяч рублей. Маловато, но статистика честная, без шока. Есть куда расти, только пусть власти не мешают.
Прагматичный и своевременный шаг
По оценке главного аналитика Центра аналитики и финансовых технологий Антона Быкова, решение московских властей о поддержке бизнеса — это прагматичный и своевременный шаг в верном направлении. Прагматичность в данном случае состоит в том, что речь идёт о расходах именно на предприятия-франшизы, то есть на уже готовые работающие модели бизнеса, вероятность коммерческого успеха которых гораздо выше, чем у нефранчайзинговых предприятий. Ну а своевременность заключается в контрцикличности этих действий. И мировая, и российская экономика замедляются, всё ближе подходя к завершению макроэкономического цикла, а государственная поддержка бизнеса отдаляет и смягчает связанные с этим негативные явления на рынке труда и в доходах граждан.
Антон Быков, главный аналитик Центра аналитики и финансовых технологий:
В России сейчас действует более 50 тысяч предприятий франчайзинга, от более чем 1400 брендов. Так что теоретически московский опыт мог бы в дальнейшем получить и региональное применение.
При этом, напоминает собеседник News.ru, финансовые ресурсы Москвы и Московской области несопоставимы с возможностями других регионов. Поэтому, если эта инициатива и получит продолжение, то, вероятно, будет носить очень ограниченный характер — не далее, чем в наиболее экономически развитых региональных центрах. Если только к этому процессу не подключится российский федеральный бюджет.
Франшиза франшизе рознь
Открыть бизнес по франшизе, да если ещё государство субсидирует расходы, связанные с затратами на открытие непосредственно бизнеса, — это, конечно, очень хорошо, говорит директор департамента управления активами компании ERARIUM Group Денис Лисицын.
Но франшиза франшизе рознь: одно дело — открывать по ней парикмахерскую или кофейню, другое — автосервис по ремонту карданных валов с применением высокоточных станков с ЧПУ или клинику по лечению волосяного покрова кожи головы. Затраты абсолютно разные, и окупаемость бизнеса также разная, как минимум по времени. Соответственно, есть ещё рентабельность бизнеса и его маржинальность. Парикмахерских в столице предостаточно, а вот сервисов по высококачественному ремонту карданных валов практически нет. Какое направление будет поддерживать правительство Москвы, или это будет определённый список ангажируемых компаний, близких к правительству города, пока непонятно.