Тюменская область готова ассигновать в общей сложности 3,4 млрд рублей в ближайшие два года в виде субсидий в федеральный бюджет. И хотя средства выделяются в узкоадресном направлении, тем более по линии силового ведомства, сам этот факт даёт почву для предположений, что почин будет продолжен — разумеется, по мере улучшения экономических показателей самих регионов. О том, что предшествовало инициативе тюменцев и какие скрытые механизмы данной субсидии могли быть задействованы — в материале News.ru.
Некоторые эксперты уже поспешили назвать тюменскую инициативу исключительной практикой, поскольку в новейшей истории не припоминается случая, чтобы деньги в бюджет РФ поступали из областей в федеральный центр на финансирование какого-либо проекта, — если, разумеется, не считать налоговые сборы и поступления из регионов, прописанные в Бюджетном кодексе.
Общеизвестно, что обычно средства переводятся по другому «маршруту»: так, в текущем году Москва должна перечислить остальной России порядка 2,4 трлн рублей. Трансферт же Тюменской области нацелен на софинансирование масштабной реконструкции Тюменского высшего военно-инженерного командного училища имени маршала инженерных войск А.И. Прошлякова.
Кстати, авторы идеи позаботились о её юридической безупречности — они пролоббировали положение в законе о федеральном бюджете на ближайшие три года, что в будущем году из средств Тюменской области федеральному бюджету может быть предоставлена субсидия для софинансирования «исполнения расходного обязательства Российской Федерации по строительству (реконструкции) объектов государственной собственности». Данный пункт возник в бюджете вслед за внесением поправок во втором чтении. Заметим, поправка была предложена кабинетом министров Дмитрия Медведева.
План субсидирования разбит на три стадии: 840 млн рублей — в 2020 году, 1,134 млрд — в 2021-м и 1,465 млрд — в 2022 году.
Тюменская область значится в софинансировании в объёме 50% от общей стоимости строительно-монтажных работ на объекте. Их примерный график представлен Министерством обороны.
Полностью проект распланирован на пять лет. Предусмотрено, что будет возведено свыше 30 объектов, а именно казармы, тир, учебно-технические и административные здания, котельная, пищеблок, крытый спорткомплекс.
В рейтинговом агентстве НКР «тюменский случай» склонны воспринимать больше как разовое явление, которое вряд ли в обозримом будущем будет повторено на примере других регионов. В России если и практикуется перемещение бюджетных средств, то намного чаще по горизонтальному принципу (когда один регион софинансирует расходы на территории другого, минуя федеральный центр), чем по вертикальному. Схожие два исключения из правил — передача в федеральный бюджет налогового долга ЮКОСа перед Тюменской областью и ХМАО в 2005 году, а также трансферт сверхдоходов Сахалинской области, образовавшихся как финансовый результат соглашения о разделе продукции, на взнос в Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке.
Между тем у Тюменской области на депозитах фиксируется в настоящее время около 110 млрд рублей. Столь солидные региональные резервы предстали как результат соглашения между регионом и автономными округами ХМАО — Югра и Ямало-Ненецким, которые перечисляют треть поступлений по налогу на прибыль в тюменский бюджет.
Есть и другая версия, высказываемая наблюдающими за процессом экономистами: решение региона участвовать в софинансировании продиктовано стремлением тюменцев привлечь внимание федеральных органов к военному вузу, реконструкция которого явно затягивается.
К тому же регион уже не один год не пользуется дотациями из федерального бюджета — областная казна (если говорить о региональном бюджете на 2020 год) составлена с дефицитом в 57,3 млрд рублей. Но этот дефицит полностью компенсируется бюджетными депозитами.
Минфин, между тем, констатирует: исполнение федерального бюджета по итогам девяти месяцев 2019 года стало самым низким за период с 2008 года по настоящее время. С января по сентябрь расходы бюджета равняются 12,05 трлн рублей — это 62,9% от уточнённых данных бюджета РФ на текущий год.
Директор Института стратегического анализа компании «Финансовые и бухгалтерские консультанты», доктор экономических наук Игорь Николаев советует не переоценивать сюжет с выделением денег из регионального бюджета в федеральный, чтобы они в конечном счёте опять вернулись на исходное место. Во-первых, надо учитывать, замечает эксперт, что Тюменская область, один из богатейших субъектов Федерации, по всем признакам — регион-донор.
Экономист допускает, что Тюмень попросили, что называется, пойти на этот шаг. При этом любопытна, на взгляд собеседника News.ru, сама по себе целевая установка трансферта, которую можно обозначить как «туда — сюда», — по логике авторов этого финансового перемещения области никак не прожить без этого училища, и это при её-то всех нефтяных доходах. Наверняка данный вопрос решался как-то кулуарно, и очень похоже, полагает Николаев, что это не вполне добровольная инициатива региона.
С чисто теоретической точки зрения создание подобного прецедента движения средств не только от центра к регионам, но и в обратном направлении выравнивает бюджетные диспропорции, поскольку значительная часть российских регионов хронически испытывает нешуточный дефицит финансирования. И вероятно, что деньги, полученные от богатого региона, попав в Москву, оттуда будут перераспределены в регион-реципиент. Но в чём курьёз конкретной ситуации с военно-инженерным училищем — деньги-то в итоге всё равно останутся на территории Тюменской области. Имеет, думаю, под собой основания и другая трактовка трансферта — сам регион «напрямую» не может самостоятельно финансировать военно-учебное заведение, так как он подчинён федеральному ведомству — Министерству обороны РФ, поэтому и понадобилось такое «круговое движение». Но в любом случае, сам этот факт интересен и заслуживает изучения.