Стоимость строительства последнего отрезка газопровода «Сила Сибири» не увеличится по сравнению с прежними участками магистрали, считают опрошенные NEWS.ru эксперты. Ранее стало известно, что завершение проекта поручат компании «Стройтранснефтегаз», а сумма контракта составит 160 млрд рублей. При этом сам подрядчик в скором времени может войти в структуру «Газпрома». Экономисты полагают, что таким образом газовый монополист рассчитывает повысить эффективность строительства магистрали.

Договор на строительство оставшегося участка газопровода «Сила Сибири» с компанией «Стройтранснефтегаз» был заключён в конце мая. Его сумма составляет около 160 млрд рублей, сообщило издание РБК со ссылкой на источники.

Оставшийся участок — это ветка длиной около 800 км, соединяющая Ковыктинское месторождение газа в Иркутской области и Чаяндинское в Якутии. Последнее месторождение сейчас является начальной точкой «Силы Сибири». Как ранее сообщал «Газпром», подача газа с Ковыктинского месторождения начнётся в конце 2022 года. На его основе будет сформирован Иркутский центр газодобычи.

Стоимость работ в 160 млрд не превышает прежних затрат «Газпрома» на строительство других участков «Силы Сибири», а сопоставима с ними, сообщил инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Строительство последнего участка необходимо, чтобы подготовить газопровод к расширению поставок в Китай, которые планируется поэтапно наращивать до 2025 года. Поэтому нужно соединить магистраль с Ковыктинским месторождением.

Сергей Суверов инвестиционный стратег УК «Арикапитал»

Сумма контракта выглядит довольно адекватной, если говорить именно о работах по трубоукладке, пусконаладке и вводу в эксплуатацию газопровода, соглашается заместитель гендиректора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. По его словам, возможно, речь идёт об услугах по строительству газопровода, а не о стоимости участка «под ключ», которая учитывает также стоимость используемых труб и материалов.

Напомним, первоначально стоимость строительства «Силы Сибири» оценивалась в 800 млрд рублей — в ценах на начало 2011 года. Однако в апреле 2018-го «Газпром» повысил эту сумму до 1,1 трлн рублей.

Стоит отметить, что «Стройтранснефтегаз» хорошо знаком с данным газопроводом. Компания прокладывала сразу несколько участков от Чаяндинского месторождения в восточном направлении — общей протяжённостью более 550 км. Это участок «Чаянда — Ленск» от нулевого до 207-го км, участок «Ленск — КС-1 «Салдыкельская» (207–301 км) и участок «КС-1 «Салдыкельская» — КС-2 «Олекминская» (301–556 км), сообщается на сайте СТНГ.

Первый участок «Силы Сибири» протяжённостью 2200 км от Чаяндинского месторождения до границы с Китаем не имел единого генерального подрядчика. Газопровод строили компании «Стройтранснефтегаз», «Стройгазмонтаж», «Стройгазконсалтинг», а сам проект был разбит на множество мелких участков. В этот раз подрядчик один.

С точки зрения сдачи объекта наличие единого подрядчика выглядит более логичным, считает Алексей Гривач.

Оставшийся участок в несколько раз меньше, чем трасса «Силы Сибири» — от Чаяндинского месторождения до границы с Китаем. Возможно одному подрядчику сложно построить трубу протяжённостью более 2000 км с учётом сроков, логистики, возможности мобилизовать людей и технику. Но если есть возможность обойтись одним подрядчиком, который будет отвечать за всю трассу и не будет размывания ответственности, это выглядит вполне оправданно.

Алексей Гривач заместитель гендиректора по газовым проблемам в Фонде национальной энергетической безопасности

«Газпром» и «Стройтранснефтегаз» не ответили на запрос NEWS.ru.

Своими руками

Ранее «Стройтранснефтегаз» входил в пул основных подрядчиков «Газпрома» вместе с уже упомянутыми «Стройгазконсалтингом», основанным Зиядом Манасиром, и «Стройгазмонтажом», некогда принадлежавшим Аркадию Ротенбергу. Эти компании получали контракты на крупнейшие объекты «Газпрома».

Одним из прежних владельцев «Стройтранснефтегаза» был Геннадий Тимченко и его семья, контролировавшие 50% компании. Другие 50% принадлежали Алексею Митюшову, который около 10 лет проработал в «дочках» «Газпрома», и экс-гендиректору СТНГ Владимиру Карташяну. В настоящее время собственник компании неизвестен, сообщает РБК.

Впрочем, это уже неважно, поскольку в скором времени СТНГ может перейти во владение «Газпрома». Газовый монополист в ближайшее время может завершить сделку по приобретению компании «Стройтранснефтегаз», сообщило агенство ТАСС со ссылкой на источник, близкий к одной из сторон сделки. Таким образом, может получиться, что «Газпром» самостоятельно достроит «Силу Сибири».

Фото: gazprom.ru

Для России это нормальная практика, когда компания сама строит свои объекты, отмечает Сергей Суверов. По его словам, у многих нефтяных компаний были собственные подразделения, которые обеспечивали бурение, строительство и другие работы. Потом появилась политика передавать всё на аутсорсинг, а сейчас, видимо, началась новая волна, отметил эксперт.

Плюс наличия собственной строительной компании в том, что есть полный контроль за деятельностью подрядчика. Также, скорее всего, это может снизить стоимость строительства. Однако есть и минусы — аутсорсинг позволял проводить тендеры и выбирать наиболее эффективных подрядчиков, которые лучше всего приспособлены к конкретным работам, — пояснил экономист.

Примечательно, что речь идёт не только об одной компании. Ранее источники РБК рассказали, что структуры «Газпрома» могут стать владельцами нескольких крупнейших подрядчиков, консолидировав их в единого мегаподрядчика. Для этого монополия в 2018 году создала компанию «Газстройпром».

Одной из причин такой консолидации может быть сокращение размера инвестиционного пакета в связи с завершением крупных строек последних нескольких лет, отмечает Алексей Гривач.

Плюс меняется схема инвестиций — единое окно, единая зона ответственности в сфере и проектирования, и строительства, и контроля над эффективностью вложений. Консолидация нужна в том числе для того, чтобы повысить эффективность строительства, которое измеряется соотношением цены и качества. Качество не должно пострадать, а расходы должны быть оптимизированы, — пояснил специалист.

Курс на Китай

В мае 2014 года «Газпром» и китайская компания CNPC подписали 30-летний контракт на поставку до 38 млрд кубометров газа в год. Общая сумма соглашения составила порядка $400 млрд, заявлял тогда Алексей Миллер.

Первая часть газопровода «Сила Сибири» была введена в строй 2 декабря прошлого года. Проектная мощность магистрали — 38 млрд кубометров в год. Есть возможность прокачать и больше. Впрочем, на полную загрузку газопровод выйдет лишь к 2025 году. Представители «Газпрома» сообщали, что контрактные обязательства поставок газа по «Силе Сибири» в Китай на 2020-й составляют 5 млрд кубометров, в 2021-м — 10 млрд, в 2022-м — 15 млрд.

Спрос Китая на газ может быть и больше, чем прописано в соглашении, считает Алексей Гривач. По его словам, КНР пока существенно недогазифицирована, и ей будет требоваться больше голубого топлива.

Доля газа в энергобалансе Китая очень низкая — порядка 7%, несмотря на бурный рост в последние годы. КНР по этому показателю существенно отстаёт от других крупных экономик региона и мира. Поэтому возможности для развития газового рынка там очень большие, и наличие дополнительных источников поставок критически важно для Китая, с точки зрения энергобезопасности и торговой политики. Поскольку газопровод строится минимум на 30 лет, а скорее всего, и на больший срок, все вложения в него окупятся, — уверен эксперт.

По его словам, дополнительные объёмы газа могут понадобиться также на внутреннем рынке России для решения задачи газификации Восточной Сибири.