Государства — участницы ОПЕК после пятичасового совещания так и не смогли выработать в Вене 6 декабря коллективное решение по снижению уровня добычи нефти. Картель принял решение провести ещё одну встречу в пятницу, 7 декабря. Почему среди стран нет единства — выяснял News.ru.
Ранее комитет ОПЕК+ рекомендовал снизить уровень добычи углеводородов на первую половину 2019-го. Итогом переговоров 6 декабря можно назвать лишь заявления министра энергетики Саудовской Аравии Халида Аль-Фалиха о том, что общего решения нет. Его российский коллега Александр Новак так и не смог принять участие во встрече, несмотря на то, что на это надеялись в Эр-Рияде.
Сам Новак заявлял, что России ввиду различных факторов, главным образом из-за геологических и климатических условий, намного сложнее сокращать добычу углеводородов.
«У нас всегда зимой особый климатический период. Это особенности нашей отрасли нефтедобычи», — отметил Новак.
По его мнению, входящие в ОПЕК+ страны должны первым делом ориентироваться на оценку рынка, прогнозы и показатели отрасли, а не на твиттерные угрозы Дональда Трампа.
Как рассказал источник РИА Новости в Вене, Москва придерживается позиции, что сокращение нефтедобычи у нас должно быть на уровне 100–150 тыс. баррелей в день в первые три месяца следующего года. При этом в дальнейшем этот объём может быть пересмотрен в сторону увеличения с учётом данных по рынку. Связаны эти скромные цифры опять же с трудностями зимнего сезона.
По данным Bloomberg, ОПЕК на повторном заседании обсуждает сокращение добычи нефти странами ОПЕК+ на 1 млн баррелей в сутки, в том числе на 650 тыс. членами организации и на 350 тыс. баррелей в сутки странами, не входящими в неё.
Невыгодное снижение
Как отметил аналитик социальной сети для инвесторов eToro в России и СНГ Михаил Мащенко, странам крайне невыгодно снижать производство, о чём нам говорит озвученный объём возможного сокращения добычи в 1 млн баррелей в день.
«Данная цифра, мягко говоря, не внушает оптимизма инвесторам, которые помнят, что пару месяцев назад экспортеры наращивали добычу перед вступлением в силу санкций против Ирана», — сказал Мащенко.
И, как всегда, всё дело в американцах: впервые за 70 лет экспорт энергоресурсов из США превысил импорт, а благодаря новым технологиям по разработке сланцевых месторождений страна бьёт всё новые рекорды по активности и вполне может нарушить текущую расстановку сил на рынке, особенно в случае сокращения производства странами ОПЕК+.
Этим, по его мнению, и объясняется позиция России, которая прекрасно понимает возможности США по навязыванию своих ресурсов европейским партнерам на примере СПГ.
Таким образом, подчёркивает Мащенко, не стоит ожидать каких-либо существенных сокращений добычи в ближайшее время. Вероятнее всего, страны решатся на более ощутимые меры лишь в случае снижения цен до $50 за баррель — отметке, при которой у подавляющего большинства экспортеров начнутся проблемы с бюджетом.
Кто-то остаётся против
Ведущий аналитик Amarkets Артём Деев подчёркивает, что к единому соглашению участники не пришли, так как не все страны поддерживают подобное решение. К тому же снижение на 1 млн баррелей в сутки не даст сильного толчка для роста цен на нефть, а может, и, наоборот, опять продолжится снижение стоимости, так как более благоприятным для цен станет снижение добычи на 1,2 млн и выше, а это опять же не устраивает некоторые страны, в частности, Россию.
«Россия не хочет брать на себя большую долю по снижению из-за определённых сложностей, которые связаны с ростом добычи на новых проектах, которые были отложены при введении квот в 2016 году, а после решения об увеличении добычи, объёмы добычи были увеличены», — сказал Деев.
Вероятно, считает эксперт, на новом заседании будут поиски решения, которое устроит всех членов ОПЕК, а при снижении добычи более чем на 1,1 млн баррелей цены пойдут вверх.
Заместитель директора аналитического департамента «Альпари» Анна Кокорева утверждает, что в основном расходятся интересы стран, чья добыча мала, например, Ливии, Нигерии, Ирана.
«Вероятно, есть те, кто хочет особых условий», — считает она.
По её мнению, в случае удачных договорённостей цены скорректируются наверх, но незначительно.
Американский след
В свою очередь, ведущий экономист компании «ФинИст» Денис Лисицын отметил, что администрация президента США Дональда Трампа приложила немало усилий для падения стоимости нефти, чтобы снизить цены на бензин на внутреннем рынке страны. Это было одним из обещаний Дональда Трампа перед выборами его в президенты США, он его выполнил и продолжает выполнять и далее.
Также, по его словам, не стоит забывать, что Конгресс США дал ход законопроекту под названием NOPEC. Этот закон нацелен на борьбу с манипуляциями на рынке нефти. Он наделяет американские суды полномочиями рассматривать антимонопольные иски в адрес членов ОПЕК и других государств, с ним сотрудничающих, вносит поправки в акт Шермана — антимонопольный закон США.
«Поэтому многие страны неохотно соглашаются на сокращение добычи нефти из-за нежелания идти на конфронтацию с США», — заявил Лисицын.
Второй аспект недоговорённостей —это текущие цены на нефть, которые пока всех устраивают, считает он. Так, министр энергетики РФ заявил: «Россия не видит целесообразности в ограничении добычи нефти при текущей стоимости "чёрного золота"». Министр подчеркнул, что цены на нефть на уровне $50 за баррель — нормальные цены, страна открыта для обсуждений, и если цены будут падать, тогда РФ может более активно заняться этим вопросом.
Никто не обещал, что будет легко
Валютный стратег TeleTrade Александр Егоров сообщил, что никто и не ждал лёгкого решения по всем обсуждаемым вопросам.
«Если некоторое время назад картель практически монопольно мог определять ценовую политику на нефтяном рынке, то теперь при рассмотрении вопросов о квотах по добыче необходимо учитывать позиции России как союзника в стремлении стабилизировать рынок нефти, так и США, которые делают свою игру», — считает Егоров.
Согласно поступающим данным, обсуждается общее снижение добычи на 0,9–1 млн баррелей в сутки, при этом Россию просят снизить добычу на 150-300 тыс. баррелей. Специальные условия в рамках общих договоренностей рассматриваются для Ирана, Ливии и Венесуэлы.
Итоговый результат, по его оценке, может быть следующим. Если есть желание вывести цены на уровень $70 за баррель, то необходимо снижение не менее чем на 1,5 млн баррелей в сутки. Если снижение составит менее 1 млн баррелей, то цены могут рухнуть до отметки $40.
Эксперт «Международного финансового центра» Гайдар Гасанов отмечает, что Россия не затягивала решение вопроса, а действительно ей было необходимо время для окончательного принятия решения по объёмам.
«Тут стоит отметить важную деталь, что Россия, не входящая в структуру ОПЕК, по сути возложила на свои плечи непростую задачу, решение которой может привести нефтяной рынок либо к упадку, либо к росту. Сейчас возник вопрос по поводу Ирана и снятия с него санкций. В такой ситуации Иран могут исключить из сделки», — сказал Гасанов.
В целом сокращение производства ОПЕК обеспечит дополнительную поддержку Ирану, увеличив цену на нефть. Политическое давление США явно является доминирующим фактором на этом совещании ОПЕК, ограничивая масштабы действий Саудовской Аравии по восстановлению рынка. В любом случае сокращение добычи нефти будет принято в заявленном объеме не меньше 1 млн баррелей в сутки, полагает эксперт, поэтому в ближайшей перспективе цена на нефть будет в районе $64,5 за баррель.