Похоже, Россия получила некоторую передышку. До конца года Конгресс США вряд ли успеет одобрить санкции в отношении российского госдолга. Законодатели, по их собственным заявлениям, сейчас заняты вопросами госрасходов, закона о сельском хозяйстве и кандидатами на пост судьи Верховного суда. Однако эта ситуация может иметь не только чисто техническую, но и серьёзную экономическую подоплёку, считают опрошенные News.ru эксперты.

«У нас осталось мало времени»

Агентство Bloomberg приводит слова влиятельного сенатора Джона Корнина, прозвучавшие в беседе с журналистами.

«У нас осталось мало времени. Пришлось бы устраивать настоящую гонку и искать желающих остаться работать на Рождество», — сказал он.

С коллегой согласен сенатор Боб Менендез, признавший, что Белый дом также не проявляет активности в вопросе.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Сейчас Конгресс дорабатывает последние недели в старом составе. Bloomberg пишет, что острота вопроса несколько спала после того, как не было выявлено никаких попыток вмешательства России в промежуточные выборы в США, состоявшиеся 6 ноября. В августе, напомним, группа американских сенаторов внесла на рассмотрение верхней палаты Конгресса законопроект, предусматривающий, в частности, санкции в отношении госдолга и госбанков РФ. В списке значатся Внешэкономбанк, Сбербанк, ВТБ и Банк Москвы, Газпромбанк, Россельхозбанк и Промсвязьбанк. Не исключено, что им закроют доступ к международной финансовой системе.

Кому невыгодны санкции

«Помимо озвученных сейчас причин отсрочки могут быть и другие. Скорее всего, на рынке РФ остаётся достаточное количество игроков-американцев, которые зарабатывают хорошие деньги на операциях Carry trade. Им невыгодны санкции против российского госдолга. Они имеют определённый вес в Вашингтоне, и, вероятно, у них хватило лоббистского ресурса, чтобы пока заморозить принятие этого решения», -- пояснил News.ru директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин.

Однако, отмечает он, остаются ещё два санкционных сюжета. Первый, апрельский, связан с уже действующими персональными мерами в отношении крупных российских предпринимателей: в первую очередь — Олега Дерипаски, во вторую — Виктора Вексельберга. И хотя эти санкции имеют накопительный эффект, российскому бюджету хватило ресурсов, чтобы во многом компенсировать потери. Основная интрига сейчас в том, будет ли апрельский список дополнен новыми именами: помочь одному-двум терпящим убытки бизнесменам подобного уровня правительство РФ сможет, а вот большему числу — не факт.

Другой пакет санкций касается «дела Скрипалей». Речь идёт о новых ограничениях на торговлю, дипломатические отношения и воздушное сообщение между Россией и Америкой.

«Эти так называемые химические санкции, вероятно, вступят в силу в ближайшие недели. Другое дело, что они получат мягкую форму, то есть будут введены две или три наиболее щадящие меры из шести, которые предусмотрены изначально», — говорит Салин.

«На испуг не взять»

По мнению декана факультета социологии и политологии Финансового университета при правительстве РФ Александра Шатилова, Россия вполне способна на экономическую контригру в отношении США. Американский истеблишмент, говорит он, действует по принципу «угроза выше исполнения». Цель таких угроз, которые далеко не всегда приводятся в исполнение или реализуются в усечённом виде, — заставить противника поступиться своими позициями, задергаться, занервничать.

«Сейчас Россию на испуг не взять. Если её начнут давить по полной программе, она тоже в состоянии ответить — в плане и дедолларизации, и поставок в США ракетных двигателей, других стратегических материалов. У неё есть возможность несколько подпортить ту благостную картину экономического развития, что обозначилась при Трампе», — заметил Шатилов в беседе с News.ru.

С учётом жёсткого экономического противостояния с Китаем, считает эксперт, американцам абсолютно не нужны новые проблемы, у Штатов нет такого количества материальных ресурсов, чтобы тратить их попусту. Тем более что сейчас Дональд Трамп проводит политику концентрации сил и средств внутри страны, старясь не распылять их за рубежом. По мнению Шатилова, в отношении России администрация США будет использовать тактику мелкого фола, где-то поджимая её по каким-то экономическим позициям, добиваясь снижения нефтяных котировок, ведя активную игру на постсоветском пространстве. Но идти встык Вашингтон пока не готов.