Россияне с низким и высоким достатком стали беднеть с одинаковой скоростью. Для обеих категорий граждан инфляция сравнялась к концу III квартала на уровне примерно 3,5%, свидетельствуют материалы Центробанка, которые изучил News.ru. Однако разгон темпов роста цен со II квартала всё сильнее бьёт по малообеспеченным слоям населения — тому виной удорожание бензина и обесценение рубля, разъясняют экономисты и аналитики.

Со второй половины 2018 года инфляция для людей с низким доходом вновь начала ускоряться, угрожая превысить темпы роста цен для обеспеченного сегмента населения. В итоге к концу III квартала инфляция для богатых и бедных сравнялась примерно на уровне 3,5%. Об этом свидетельствуют расчёты ЦБ, с которыми ознакомился News.ru. Аналогичная ситуация была в середине 2017 и 2015 годов. Причём ещё три года назад инфляция для «бедных» была гораздо выше темпов роста цен для «богатых». Однако по мере того, как инфляция в стране в целом замедлялась и удерживалась на уровне 4%, произошло обратное — реальные доходы богатых стали обесцениваться быстрее, чем реальные доходы населения с низким уровнем достатка.

Богатые не беднеют

Времена, когда инфляция для богатых и бедных уравнивалась, — это, скорее всего, периоды, когда инфляция в целом ускорялась, но не в силу валютного фактора, рассуждает главный экономист Альфа-Банка Наталия Орлова. Богатые более чувствительны к курсовому фактору, так как в структуре их потребительской корзины преобладают импортные товары, отмечает она.

Темпы роста цен для бедных и богатых сравнялись в 2018 году, что удивительно, отмечает главный аналитик Промсвязьбанка Дмитрий Монастыршин. Традиционно у богатых россиян более высокая доля потребления импортных товаров и услуг, включая поездки заграницу. При этом за девять месяцев этого года рубль ослаб на 14% по отношению к доллару. Это должно было транслироваться в ускорение инфляции для обеспеченных россиян.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

В то же время, добавляет Монастыршин, инфляция отражает рост цен, но не говорит о том, как меняются доходы и потребление в целом. Индивидуальное потребление сильно отличается от средней статистики. Поэтому каждый сам «выбирает» свою инфляцию, подчёркивает он.

Фото: Сергей Лантюхов/News.ru

То, что происходит сейчас, связано с очередным витком сужения потребительского спроса — россияне вновь готовятся «затянуть пояса», возвращаясь к экономии и потреблению наиболее дешевых групп товаров, добавляет главный аналитик «БКС Премьер» Антон Покатович. Так, по данным ЦБ, в сентябре потребительский спрос расширялся умеренными темпами, преимущественно за счёт покупок непродовольственных товаров. В то же время в Центробанке отмечают и сокращение реальных доходов населения.

То есть эффект от ускорения роста зарплат в начале года оказался временным и исчерпал себя всего за полтора квартала — к сентябрю. Он был связан с повышением премий в частном секторе и прибавками к зарплатам бюджетников в рамках майских указов президента.

Кому дороже

В следующем году данные процессы, скорее всего, продолжатся, а инфляция для людей с пониженным уровнем доходов будет устойчиво превышать инфляцию для обеспеченных, прогнозирует Антон Покатович. Основной причиной будет продолжение усиления давления на потребительский спрос на фоне стагнации и возможного спада реальных располагаемых доходов.

На горизонте ближайшего года инфляция для бедных будет ниже, чем для богатых, парирует Дмитрий Монастыршин из Промсвязьбанка. Нельзя забывать о девальвации рубля и росте долговой нагрузки, подчёркивает он. Так, объём кредитов населению вырос за два года на 32% — с 10,8 трлн рублей до 14,2 трлн рублей на 1 октября 2018 года.

«Для обслуживания кредитов населению придется отдавать большую часть доходов, чем раньше, а значит придется экономить на потреблении», — рассуждает он.

В итоге слабая потребительская активность будет сдерживать рост цен для бедных.