Специалисты по музыкальным инструментам выяснили и раскрыли, в чём секрет неповторимого звучания скрипок итальянского мастера Антонио Страдивари, передаёт портал Daily Mail. В исследовании принимал участие учёный Джозеф Нагивари, ещё 40 лет назад предположивший, что уникальность шедевров мэтра и его коллеги по кремонской школе Джузеппе Гварнери имеет химическое происхождение. Гипотезу Нагивари подтвердили.

Эксперты отметили — для защиты скрипок от паразитов древесину, из которой они изготавливались, пропитывали особым составом, куда входили квасцы, бура, медь, известковая вода (раствор гидроксида кальция) и цинк.

Вероятно, мастера поняли, что соли, которые они использовали, придавали дереву дополнительную механическую прочность и акустические преимущества. Свои методы они хранили в секрете, ведь тогда ещё не было патентов, — отметил Нагивари.

Он добавил, что необходимо провести ещё много исследований, дабы определить, как именно вещества влияют на звучание скрипок Страдивари.

Антонио Страдивари (1644–1737) являлся учеником Николо Амати (1596–1684). Кроме скрипок он изготавливал гитары, альты, виолончели и одну арфу. По предварительным оценкам, мастер оставил после себя около 1150 инструментов, однако есть предположения, что число работ составляет до пяти тысяч, так как часть шедевров не пережили различные катастрофы и обстоятельства. Среди знаменитых представителей «семейства» — виолончель Дюпора, принадлежавшая советскому и российскому музыканту Мстиславу Ростроповичу. На ней он играл с 1974 по 2007 год.

Ранее доктор философских наук из Москвы Юрий Курносов нашёл скрипку, созданную в мастерской Антонио Страдивари, в квартире своей умершей тёти в Тульской области. Мужчина обнаружил музыкальный инструмент с клеймом знаменитого мастера, когда делал уборку. На скрипке нет струн и отсутствует один колок. Курносов намерен отдать её мастеру для оценки и реставрации.