27 июля 2022 в 13:30

Ребрендинг Руси: как дизайн помог Петру I пробить окно в Европу

В Москве открылась выставка сборника символов и эмблем, ставшего руководством к реформам XVIII века

Фото: Артем Соболев/NEWS.ru

В музее «Старый английский двор» московского парка «Зарядье» в рамках проекта мономузея #ПОДКЛЕТ «Первый русский арт-директор», приуроченного к 350-летию Петра I, открылась выставка книги Symbola et Emblemata («Символы и эмблемы»). Этот сборник был издан в 1705 году для российского императора и в определённом смысле стал первым в России «брендбуком», а также учебником по графическому дизайну. Корреспондент NEWS.ru побывал на открытии экспозиции и на примере книги узнал, как европейские и мировые визуальные традиции влияли на формирование русской культуры.

Выставка старинного сборника открылась 26 июля в одной из палат «Старого английского двора». Здесь в XVI веке располагалась резиденция английской торговой Московской компании, позднее — Английский посольский дом, а во времена Петра I — цифирная школа, ставшая одним из первых в России светских учебных заведений, где изучали математику.

На выставке книги Symbola et Emblemata в парке «Зарядье» На выставке книги Symbola et Emblemata в парке «Зарядье» Фото: Артем Соболев/NEWS.ru

Как рассказал NEWS.ru сотрудник отдела музейной деятельности парка «Зарядье» Александр Сотин, выставка книги Symbola et Emblemata открылась в рамках проекта #ПОДКЛЕТ, который состоит из презентаций значимых для Петровской эпохи предметов, окружённых мультимедийным контекстом.

Это выставка одного предмета с большим акцентом на мультимедиа. Выставка приурочена к юбилею Петра I и его реформам культуры в целом, попыткам найти точки соприкосновения между графической и, если хотите, дизайнерской традицией Западной Европы и России, — обратил внимание Александр Сотин.

По его словам, книга «уникальна от первой до последней страницы». Выставленный экспонат — это личная копия Петра I, который в юности собирал «удивительные и таинственные эмблемы, символические изображения различных понятий и явлений, накапливающихся в европейской традиции на протяжении многих веков». К началу XVIII века существовало много тематических сборников, которые позволяли отбирать различные элементы для создания новой геральдики, говорит Александр Сотин. И русский император решил внести эту новую для русского общества того времени эстетическую составляющую в его жизнь, фактически сделав подарок будущим дизайнерам.

На выставке книги Symbola et Emblemata в парке «Зарядье» На выставке книги Symbola et Emblemata в парке «Зарядье» Фото: Артем Соболев/NEWS.ru

Сборник Symbola et Emblemata — это результат соединения двух различных изданий одного французского автора-гравёра, которые были изданы несколько ранее. Книга содержит порядка 840 эмблем с подписями на нескольких языках, в том числе на церковнославянском. Сборник был подготовлен в 1705 году в Амстердаме выходцем из Речи Посполитой Ильёй Копиевским. Он был протестантом и не имел никакого отношения к иезуитам-католикам, хотя представленные в сборнике эмблемы были связаны с иезуитской и другими, более древними традициями символического изображения. Фактически это иллюстрированные крылатые выражения, которые собирались европейскими гуманистами и просветителями, — отметил Сотин.

Сделанный Копиевским перевод подписей многому научил русских мастеров Петровской и последующих эпох. Они стали зашифровывать своеобразные послания в оформлении дворцов, кораблей, знамён боевых подразделений, фамильных гербов и многого другого. Впоследствии книга переиздавалась, став очень важной для российской культуры XVIII века.

Сотрудник отдела музейной деятельности парка «Зарядье» Александр Сотин на выставке книги Symbola et Emblemata Сотрудник отдела музейной деятельности парка «Зарядье» Александр Сотин на выставке книги Symbola et Emblemata Фото: Артем Соболев/NEWS.ru

Александр Сотин рассказал о некоторых изображениях, представленных в сборнике, и их значении. На развороте, который можно увидеть в выставочном зале, представлены «очень хорошо известные в европейской традиции символы».

Например, древний и очень важный для мировой культуры символ змеи, кусающей свой хвост. Это изображение символизирует непрерывное обращение всего сущего в природе, преображающегося через смерть и возрождение. Рядом можно найти изображение путеводной звезды. Они символизирует истинный ориентир в жизни, который склоняет, а не принуждает. Этот символ означает, что желающего звёзды влекут за собой, а не тащат. Это воплощение идей доброй воли, которая лежит в основе всех полноценно мотивированных человеческих поступков, — пояснил сотрудник музея.

По словам куратора выставки Никиты Лукинского, работа с символикой и геральдикой — это одна из сторон Петровских реформ. Император в буквальном смысле стал «первым русским арт-директором», создавшим «новую визуальную культуру». Он, например, утверждал новые и правил существовавшие шрифты, а также лично нарисовал бело-сине-красный флаг, ставший в итоге одним из госсимволов. Об этих и других деталях можно узнать в мультимедийных материалах экспозиции, которая будет работать до 4 сентября.

Антон Касс
Антон Касс