Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский посетовал на жалобу, полученную от неназванного ведомства, в которой выражено возмущение обнаженными скульптурами в музее. Последние якобы могут негативно влиять на несовершеннолетних посетителей. Правовой основой для подобных действий, которые уже вызвали критику со стороны художественного сообщества, может быть закон о защите детей от «вредной информации», принятый десятилетие назад. Однако его требование вряд ли распространяется на музейные экспозиции. NEWS.ru узнал подробности и выяснил, что крестовые походы моралистов на культуру и искусство с поисками «обнажёнки» и иного «неблагонадёжного» контента стали в современной России обыденностью.

В интервью РИА Новости Михаил Пиотровский признался, что на Эрмитаж «много жалуются и иногда очень агрессивно», и вот недавно ведущий музей России получил некий документ из «официальных органов» о нежелательности обнажённых изваяний для посетителей младше 18 лет. Что за структура направила документ, он не сообщил.

Когда-то я смеялся, когда нам говорили: соберите все ваши обнажённые скульптуры <...> в одну комнату и повесьте знак «18+», чтобы детей наших не развращать, [но] это уже официальная жалоба, которая нам пришла из официальных органов, и мы на это отвечаем, — цитирует агентство Пиотровского.

Как пояснил NEWS.ru старший юрист правозащитной группы «Команда 29» Максим Оленичев, в России с 2012 года действует Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который устанавливает категории информации, доступные для детей разного возраста. По задумке законодателей, он принят для того, чтобы дети получали информацию, соответствующую их возрасту. Например, среди детей, достигших 16-летнего возраста, допускается распространение информации в виде изображений, которые «не эксплуатируют интерес к сексу и не носят оскорбительного характера описания половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера». Как поясняет юрист, это значит, что по логике закона такая информация без частицы «не» доступна только для совершеннолетних.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Установленные законом ограничения не распространяются на научную, значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества. Поэтому требование к Государственному Эрмитажу прекратить негативное влияние обнажённых скульптур на несовершеннолетних посетителей абсурдно. И более того, нарушает право несовершеннолетних на приобщение к культурным ценностям. В этом случае Государственному Эрмитажу следует игнорировать такое требование, никакой ответственности это не повлечёт. Это необходимо осуществить для защиты прав неопределённого круга лиц на доступ к культурным ценностям.

Максим Оленичев юрист

Об этом же говорит и бывший руководитель московского музея Вадима Сидура Ярослав Алёшин. Он в частности отмечает, что действие закона о возрастных ограничениях не распространяется на предметы, составляющие общепризнанное культурное наследие. И эта оговорка, по его словам, была сделана явно неслучайно и касается, очевидно, как раз пресловутых «обнажённых скульптур».

Если учесть, что музеи, тем более государственные музеи — это и есть места, где осуществляется экспертиза на этот счёт (и что предметы, составляющие государственную музейную коллекцию её по определению уже прошли), то подобные запросы не могут быть обоснованы ни с позиции закона, ни с позиции здравого смысла. Если же говорить с позиции истории культуры, то попытки скрыть обнажённое тело, даже продиктованные благими побуждениями, исторически всегда вели к противоположному результату, провоцируя как раз-таки нездоровый, пагубный интерес. Степень вреда или пользы произведений искусства для развития детей, насколько я могу судить, должны определять педагоги и специалисты в области образования. И если говорить о современных, цивилизованных, светских странах, то трудно себе представить, чтобы подобные вещи вообще могли вызывать дискуссию.

Ярослав Алёшин экс-руководитель музея Вадима Сидура

Искусствовед Айдан Салахова полагает, что происходящее связано с «упадком общего культурного уровня и образования в стране». По её убеждению, в таком случае «придётся закрыть Пушкинский музей и Третьяковку, запретить гражданам России ездить в Италию и смотреть на статую Давида Микеланджело, а художественным академиям — перестать рисовать обнажённую натуру».

Вот в ОАЭ запрещено изображение обнажённого тела, и ввоз таких произведений искусства в страну запрещён, но так в музее «Лувр Абу-Даби» стоят шедевры итальянского и французского искусства с обнажённой грудью. По их законодательству, если это произведение искусства, то никаким образом оно негативно на арабский народ не может воздействовать. В случае с Эрмитажем Российская академия художеств, союз художников должны написать письма и высказаться на тему этой жалобы, а Министерство культуры должно вставать на защиту Эрмитажа. Это культурное наследие России, и непонятно, почему какие-то жалобщики хотят запретить показ обнажённых скульптур, которые, по-моему, на молодое поколение не могут повлиять негативно, только позитивно. Может, тогда общественные бани закрыть? Туда ведь дети с родителями тоже ходят.

Айдан Салахова художник, общественный деятель

Она добавила, что происходящее — это «процветание самодурства», как в случае с дальневосточной феминисткой и драматургом Юлией Цветковой, ставшей фигуранткой уголовного дела о якобы «распространении порнографии» за рисунки с изображением вагины.

Фото: pixabay.com

Салахова уверена, что в случае с обнажёнными изваяниями «музеи не смогут сгрузить их в одну сторону и написать там „+18“, потому что коллекция музея предполагает раскладки по историческим эпохам».

Если жалобщики победят, то музеям придётся закрыть вход посетителям до 18 лет. И на этом культурное образование закончится. Останутся только полуголые задницы в Instagram. Наступает повсеместное средневековье и идиотизм. В Facebook вы, например, не можете выставить «откровенный» фрагмент скульптуры Антонио Кановы — соцсеть вас блокирует, в Instagram тоже нельзя выставлять соски, даже у скульптур, — констатирует Салахова.

Литератор Лев Рубинштейн полагает, что проверка Эрмитажа — это тренд. Он напомнил, что «сумасшедших мракобесов во все времена было полно», но теперь они видят, что к ним прислушиваются верхи.

И в советские времена были такие возбуждённые деятели пенсионного возраста, которые писали письма в газеты, на радио и телевидение. Тогда было принято на них не очень внимание обращать. Видимо, сейчас их картина мира стала постепенно совпадать с картиной мира начальства и начальство решило реагировать. Конечно, я уверен, что с Пиотровским ничего такого не произойдёт, но это в любом случае на нервы действует и людей отрывает от дела. Но эта история — часть тенденции, тренд. Комическая история с Эрмитажем напоминает другой случай: несколько лет назад в Госдуме обнаружили на сторублёвой купюре, на изображении фасада Большого театра, голого Аполлона. И если особенно в лупу посмотреть, то можно увидеть детородный орган (В 2014 году депутат Госдумы от ЛДПР Роман Худяков предлагал разместить на билетах Банка России достоинством в 100 рублей метку «18+». — NEWS.ru). Тогда все над этим посмеялись и вроде всё на этом кончилось. Но эти люди не уймутся. Им дай маленькую поблажку, и они ни на чём не остановятся, они запретят всё.

Лев Рубинштейн литератор, основоположник и лидер московского концептуализма

Он уверен, что универсальным механизмом защиты художественного сообщества от подобных инициатив является «солидарность по любому поводу, например, если все художники откажутся от выставки, в которой запретили чью-либо работу». Рубинштейн напомнил, что в Польше во время военного положения в начале 1980-х, практически вся творческая интеллигенция бойкотировала телевидение. По его мнению, «ждать от начальства каких-то решительных мер не приходится, они, скорее, будут действовать в ту сторону, поскольку мракобесная полуграмотная публика — это их социальная база».

NEWS.ru направил в пресс-службу Государственного Эрмитажа официальный запрос с просьбой сообщить, какая конкретно структура направила в адрес музея официальную жалобу на обнажённые изваяния, какие требования содержались в этом документе и какие меры собираются принимать в этой связи подчинённые Михаила Пиотровского. Но в учреждении культуры не смогли оперативно предоставить редакции комментарий.

В подготовке материала также участвовала Марина Ягодкина.