Директор Большого Московского цирка народный артист России Эдгард Запашный рассказал, с чем столкнулась его индустрия после изменения политической ситуации в мире, об отношении к президенту России Владимиру Путину, уехавшим из страны звездам и о помощи Донбассу. Подробности — в эксклюзивном интервью NEWS.ru.
Как санкции и ситуация в мире повлияли на работу цирка
— Многие годы огромной популярностью во всем мире пользовался бренд «советский цирк», затем «российский цирк». Как сейчас обстоит ситуация?
— Бренд российского цирка по-прежнему остается привлекательным. Но политическая обстановка делает свое дело. К сожалению, оказывается серьезное давление на многие ведущие цирковые, прежде всего европейские, компании. Я разговаривал с коллегами и партнерами, они это констатируют и говорят, что им или не дают приглашать русских артистов, или есть исключения лишь для определенных лиц.
Например, организаторы известного испанского циркового фестиваля мне лично сообщили, что им запретили работать с российскими государственными цирковыми структурами. «Мы, при всем желании, не можем пригласить вас и компанию „Росгосцирк“. Но можем пригласить артистов цирка Никулина». Почему-то европейцы разделяют нас даже внутри страны. Возможно, это связано с позицией самого Никулина (директора Цирка на Цветном бульваре Максима Никулина. — NEWS.ru), которую он неоднократно демонстрировал.

— Санкции повлияли, например, на поставки корма для цирковых животных или оборудования?
— Мы никогда не привязывались к европейским поставкам для наших животных. Всегда находили поставщиков в РФ. Одно время заказывали витамины из-за рубежа для наших тигров, но сегодня проблема решена, есть российские аналоги, вот их и используем.
К сожалению, долгие годы мы были привязаны к импортной технике, начиная от экранов и заканчивая прожекторами для кино. Даже как-то уже смирились, что альтернативы нет. Но сейчас китайские производители практически во всем дублируют немецкие и американские технологии. Плюс потихонечку появляются и отечественные разработки.
— Вы входите в Общественный совет при Министерстве обороны Российской Федерации. Почему решили войти, ведь вы не профессиональный военный?
— У меня никогда не было цели туда попасть. Я знал, что большое количество уважаемых людей вошли в Общественный совет. Когда я получил это приглашение, у меня были разговоры с секретарем органа о нашей будущей деятельности.
Мы (известные люди с активной гражданской позицией) посещаем большое количество локаций, в том числе воинские части. У нас есть возможность сообщить потом руководству нашей страны, что где-то есть нехватка оборудования, персонала, совершаются неуставные действия или начальник не соответствует своему статусу. Допустим, Арина Шарапова, телеведущая, может даже сказать министру обороны: «А я считаю, что в этой части...»

Что Запашный сказал о Путине
— Вы были доверенным лицом президента России Владимира Путина. Что вам дал этот опыт?
— Меня всегда интересовало серьезное погружение в политическую жизнь нашей страны. Во-первых, уже выходишь на другой уровень осознания проблем, во-вторых, это непосредственно поддержка ведущих российских лидеров.
Я искренне голосовал за Путина, понимая, что в РФ нет достойной замены нынешнему президенту. Но сохранялась угроза, что главу государства могут отстранить от власти. Мы помним все эти «марши несогласных» и раскачку по национальным вопросам. Нужно было противостоять.
— Вы не раз лично встречались с Путиным. Как можете его охарактеризовать?
— Владимир Владимирович — честный, внимательный, не упускающий детали и трудолюбивый человек. Меня сейчас могут обвинить, мол, Запашный «лижет-перелижет». Но сами вдумайтесь, фактически Путин пожертвовал личной, частной жизнью ради нашей страны. Люди не представляют, что такое быть президентом. Им кажется, это всевластие. По факту наоборот: полное отсутствие свободы, куча ограничений и огромная ответственность.
Пообщавшись с президентом, я понял, что это очень незавидная должность, хотя многие о ней мечтают. Нет, ребята, вы очень сильно ошибаетесь, если так рассуждаете.
Простят ли в РФ уехавших после начала СВО звезд
— Вы регулярно бываете в Донбассе, помогаете мирным гражданам и военным. Как считаете, простят ли россияне уехавших из страны после начала СВО артистов?
— Если, условно, Максим Галкин (внесен Минюстом РФ в список иноагентов. — NEWS.ru) вдруг решит вернуться в нашу страну, он должен попросить прощения в Донецке или в Горловке перед людьми на центральной площади. И дальше мы с вами увидим, простят ли его.

Галкин обидел потерявших родственников людей и детей Донбасса, у которых отняли детство. За свои восемь-десять лет жизни ребята видели лишь военные действия. Что скажут Галкину наши бойцы — парни без рук или ног, которые только вышли из окопов? Например, я спрашивал у пацанов из отряда «Эспаньола»: «Каков шанс, что вы можете простить Макаревича (внесен Минюстом РФ в список иноагентов. — NEWS.ru)?» Они в ответ: «Пусть берет автомат и вместе — на передовую. Если он готов, будем разговаривать».
Имеет ли этот парень право на такой ответ? Конечно. Будет ли такое отношение определяющим моментом, чтобы что-то произошло в голове у Макаревича и остальных предателей? Хороший ли повод, чтобы таким образом извиниться? По моему мнению, более чем справедливый.
Считаю, что сегодня каждый человек должен прояснить, с кем он. Выжидательная позиция — самая губительная. Для меня молчуны и ждуны — самые опасные люди. Они стоят либо рядом с тобой, либо за твоей спиной и могут воткнуть нож. Надо заставить всех определиться. Простите, что так резко.
Скандалистов не любят. Меня так иногда называют. Самое простое в жизни — ни к чему не иметь отношения и быть нейтральным. Я так не могу. Мой папа был невыездным за границу 15 лет, потому что на коммунистических собраниях говорил правду. Ему напоминали: «Посмотри, твой родной брат уже в третий раз в Японию съездил, пятый — в Америку, машину привез, магнитофон японский... А ты дальше Перми не выезжаешь». Но я видел, что для него это было неважно. Для папы самым главным было оставаться честным человеком. И я беру с него пример. Как и с Кобзона.
Иосиф Давыдович не менее великий, чем Алла Пугачева. Но он никогда не обходил стороной проблемы страны. Надо в «Норд-Ост» зайти — он пошел. Надо закон отстоять — он отстаивал. В это время Пугачева просто развлекала людей. Что тоже, наверное, нужно.
В итоге мы пришли к тому, что Пугачева теперь не ассоциирует себя с Россией. Значит, Кобзон был изначально прав? Он не смог бы предать страну. Я воспитывался на примерах таких великих людей, значит, я тоже прав.

Как Запашный относится к Урганту
— Вы были гостем шоу Ивана Урганта на Первом канале. Сейчас обсуждают его возможное возвращение в эфир. Что думаете об этом?
— Кроме каких-то небольших комментариев на тему СВО, он не бегал «с автоматом» против нас. Что же сегодня мешает Ивану перед возвращением на Первый канал взять и поехать к ребятам в Донецк, сделать репортаж с Аллеи ангелов, взять интервью у мэра Горловки, зайти в больницу или, например, подарить 100 инвалидных колясок. Действия нужны!
— Филипп Киркоров ездил в Донбасс после нашумевшей «голой» вечеринки. Правда, один раз. Этого достаточно, чтобы изменить отношение общества к себе?
— Я не тот человек, который должен быть судьей в данной ситуации. Я вам похвастаюсь моими друзьями. Некоторое время назад мужик ударил бабушку в Ульяновске. У меня в этом городе друг живет. Я позвонил ему, спрашиваю: «Что делаешь?» Он ответил: «Да вот сейчас с пацанами ищем обидчика этой бабушки». Полицейские, правда, раньше нашли. Но он говорит: «Мы ей уже помощь собрали, сейчас повезем. Никас Сафронов только что позвонил, сказал, чтобы не забыли и про его помощь, он тоже отправил».
Когда еду в Донецк, мне вдруг звонит Леша Маклаков и предъявляет: «А чего ты меня с собой не взял? Я бы тоже поехал!» Такой простой мужской разговор. И тут же на карточку перечисляет сумму, чтобы я еще чего-то ребятам на фронт докупил. Я рад, что у меня такие друзья. Считаю, все общество должно быть таким.
Читайте также:
Эдгард Запашный рассказал о помощи жителям Курской области
Эдгард Запашный не сдержал слез, рассказывая о поездках в Донбасс
Внук Никулина высказался о недвижимости отца в Монако
Запашный рассказал о миссии культуры в предотвращении третьей мировой войны
«Всем мужикам нужно повоевать»: Милонов об СВО, Пригожине и предателях