«Хочется застрелить телевизор»: не пора ли закрыть «голубые огоньки»
Почему «голубые огоньки» из символа Нового года стали объектом критики телезрителей, можно ли сделать их более интересными или лучше сразу закрыть?

Федеральные телеканалы вовсю снимают праздничные шоу, которые покажут в ночь на 1 января 2022-го. Состав артистов и ведущих «Новогодней ночи на Первом канале» и «Голубого огонька» на «России 1», собирающих наибольшую аудиторию у телеэкранов, останется прежним: Филипп Киркоров, Николай Басков, София Ротару, Андрей Малахов, Сергей Лазарев, Стас Михайлов и др. При этом каждый раз новогодние музыкальные программы вызывают всё большее недовольство россиян, считающих этот формат пережитком советского прошлого. Зрители жалуются на однообразность шоу и стандартный набор звёзд. Что думают об этих упрёках эксперты и сами артисты, кто смотрит «голубые огоньки» и надо ли их закрыть, выяснил NEWS.ru.
Как появились «голубые огоньки»
«Голубые огоньки» стали выходить в начале 1960-х годов на фоне либерализации политики Советского Союза в области искусства. Тогда же ЦК КПСС приняло постановление «О дальнейшем развитии советского телевидения», приравняв ТВ к печати и радио.
Партия велела внести в телевизионное вещание больше душевности и дружеских бесед, а телевизионщики, благодарные за внезапную «оттепель», активно взялись за исполнение поручения. Идея «голубых огоньков» появилась после открытия в 1960 году молодёжного кафе в Москве на улице Горького, где проходили диспуты и выступления артистов. Советские телеменеджеры позаимствовали идею и создали «уютное кафе» в эфире.
Изначально шоу не было новогодним — оно носило разные названия и выходило еженедельно по субботам. Название «Голубой огонёк» закрепилось из-за чёрно-белых телевизоров «Рекорд», которые имели синеватое свечение. Спустя время программу стали транслировать лишь по крупным праздникам: на 8 Марта, 1 Мая, Новый год. И вскоре «Голубой огонёк» в знакомом нам формате превратился в символ главного праздника — Нового года.
В советские годы предложение выступить в «Голубом огоньке» было заманчивым для любого артиста. Участниками шоу становились ведущие деятели культуры и искусства и передовики производства. В 1962 году, например, гостем программы был Юрий Гагарин, он же стал ведущим одного из «Огоньков», посвящённых 8 Марта.
Что происходит с рейтингом «голубых огоньков»
С годами репутация «Голубого огонька» пошатнулась, и в последнее время некогда самое долгожданное новогоднее шоу стало поводом для критики, шуток и возмущений. Собственные варианты «огоньков» представляют все телеканалы, однако все они похожи друг на друга, что является поводом для упрёков в эксплуатации устаревшего формата и отсутствии сюрпризов для зрителя.
Рейтинг праздничных программ за последние три года сильно не изменился: по данным ведущей исследовательской компании Mediascope, он варьируется в пределах 6–13%. Так, самой популярной программой (после обращения президента) в ночь с 31 декабря 2020 года на 1 января 2021 года среди целевой аудитории 4+ стала «Новогодняя ночь на Первом канале» (рейтинг 10,5%, доля 26,4%). Далее с приличным отставанием (уступив место советским фильмам «Иван Васильевич меняет профессию», «Ирония судьбы, или С лёгким паром», «Любовь и голуби», «Служебный роман») идут «Новогодняя Маска» на НТВ (рейтинг 6,3%, доля 15,9%), «Новогодний парад звёзд» на «России 1» (рейтинг 6,2%, доля 16,2%), «Голубой огонёк на Шаболовке» на «России 1» (рейтинг 4,9%, доля 20,6%). При этом стоит учесть, что новогодняя ночь — период, когда телевизоры большинства россиян остаются включёнными, работая скорее фоном во время подготовки праздничных блюд и застолий.
В беседе с NEWS.ru звёздный промоутер Юрий Борисов поделился наблюдением о снижении интереса зрителей к «голубым огонькам» и своим мнением о причинах такого поведения аудитории.
Раньше появление певца в «Голубом огоньке» видела буквально вся страна — сейчас этого нет и близко. Сегодня молодёжь вообще дома не сидит на Новый год. Правда, сейчас коронавирус, неизвестно, что будет на Новый год. Но в целом молодёжь не тусит по домам, — объяснил Борисов.
Эксперт рассказал, что современные артисты воспринимают участие в «огоньках» лишь как дополнительный «плюсик» в своей работе. Съёмки в новогодних шоу, по его словам, «повышают уровень пафоса в тусовке, но глобально ничего не дают».
Почему Меладзе и Фадеев выступили против «голубых огоньков»
В конце 2020 года «Голубой огонёк» стал причиной скандала. Один из завсегдатаев новогодних эфиров, певец Валерий Меладзе, неожиданно призвал коллег отказаться от съёмок в праздничном шоу. Он возмутился ограничениями на проведение спектаклей и концертов, введёнными из-за пандемии и негативно сказавшимися на доходах звёзд, и предложил всем артистам отказаться от съёмок в новогодних программах, предположив, что так они смогут обратить внимание на бедственное положении индустрии.
Тогда у Меладзе почти не нашлось единомышленников, большинство звёзд всё-таки остались верны традиции. Однако в отношении к «огонькам» в артистической среде нет единства. За три года до «бойкота Меладзе» резко против новогодних шоу выступил продюсер Максим Фадеев. Он назвал их сценарии «безвкусицей», а воплощение — «верхом пошлости».
Как можно довести телевидение до такого безобразия и такого безвкусия? Я в шоке! Будучи ребёнком, я смотрел те же каналы, и, видимо, из музруков никто не поменялся, пока я рос! Мне интересно, сколько просуществует ещё в таком виде «развлекательное» телевидение? Неужели они не видят, что это просто уже стыдно! Уже в Интернете выпуски простых блогеров популярней, чем на этих пафосных двух кнопках! Жаль наших артистов, которые по привычке соглашаются участвовать в «Бале у Сатаны»! Господи, когда закончатся эти «Песни года» и «голубые огоньки»? — отмечал Фадеев.
Образное сравнение «голубых огоньков» с «Балом Сатаны» неслучайно. В Сети можно найти сразу несколько роликов, сделанных теми пользователями Интернета, которые не находят в новогодних программах ничего привлекательного. Чтобы показать, по их выражению, «всю адовость „огоньков“», народные умельцы наложили на стандартное праздничное видео с участием звёзд музыку Игоря Корнелюка из фильма «Мастер и Маргарита» (сцена «Бал у Воланда»). Заслуженный артист России, композитор Владимир Пресняков — старший признался NEWS.ru, что был впечатлён одним из подобных видео.
Я даже пришёл в лёгкий ужас, когда вдруг увидел, как под замечательную музыку «Бал у Сатаны» Корнелюка подставили участников «голубого огонька» с шампанским. Мне стало страшно оттого, что эта музыка так подошла к этому всему, — рассказал Пресняков.
Нужно ли «омолодить» «голубые огоньки» тиктокерами и рэперами
В последние годы создатели новогодних шоу стали экспериментировать, чтобы привлечь к экранам не только старшее поколение зрителей, но и молодёжь. В «огоньках» в разные годы участвовали группа «Ленинград», певица Монеточка, IOWA. В этом году на канале «Россия 1» ожидается появление Дани Милохина. По мнению Юрия Борисова, это ошибочный ход: сделать шоу «для всех» невозможно, и телепродюсерам стоит задумываться в первую очередь о предпочтениях целевой аудитории.
Из года в год это (новогодние шоу. — NEWS.ru) становится всё хуже и хуже. Хочется просто застрелить телевизор. Я безумно уважают телеменеджеров, но когда людям 60 лет и больше, они вряд ли хорошо поймут тех, кому 18. При этом каналы пытаются заигрывать с 18-летними. Однако молодёжь, которая понимает, кто такая Монеточка, не смотрит эту историю. А те люди, которые смотрят, рассчитывают увидеть Лолиту, Олега Газманова, но вдруг видят что-то непонятное, переключают, — подчеркнул эксперт.
Борисов назвал решение «миксовать Олю Бузову и Лолиту» «идиотским». Но противоположное мнение высказал в беседе с NEWS.ru 37-летний певец Александр Панайотов. Артист признался, что будет принимать участие в предстоящем «голубом огоньке». Претензии к качеству новогодних программ он считает «высосанными из пальца» и не поддерживает позицию о необходимости их закрытия.
Я за «голубые огоньки» и сам с удовольствием их смотрю. Это такая традиция, в этом нет ничего плохого. Другое дело, что можно менять форматы и как-то преподносить по-новому, но Первый канал с этим справляется, мне кажется. Сейчас ведь время общедоступности, когда у всех есть выбор. И если ты не хочешь смотреть, выключи телевизор, смотри YouTube. Мне кажется, все эти возмущения высосаны из пальца, — объяснил NEWS.ru Панайотов.
При этом певец поддержал идею привлечения к старым шоу современных артистов, в том числе рэперов и тиктокеров. По мнению Панайотова, талантливые люди смогут вписаться в новогодний «огонёк» и выступить вместе со Львом Лещенко или Софией Ротару.
Владимир Пресняков — старший в разговоре с NEWS.ru признался, что не представляет Лещенко и Моргенштерна на одной сцене, но
согласился с мнением о том, что новогодние «огоньки» часто бывают скучными и стали слишком привычными для зрителя. При этом артист призвал считаться с людьми, которые любят и смотрят эти передачи.
Всё-таки «огоньки» в большинстве своём смотрят люди немолодого возраста. Молодые тусуются в это время на улице. Нужно приглашать в такие программы побольше новых артистов, ведь есть множество талантов в разных передачах. Например, в «Голосе», — отметил Пресняков.
Юрий Борисов допустил, что выходом из сложившейся ситуации может стать «омоложение» команды телевизионщиков, которые утверждают сценарии шоу и занимаются их воплощением на экране. Это позволит, по его мнению, тоньше чувствовать аудиторию и её предпочтения, сделать «огоньки» более соответствующими духу времени. Он объяснил, что новогодние шоу мало меняются из-за «лени создателей», их боязни проявить инициативу и в случае неудачного эксперимента потерять работу. Именно поэтому, по словам Борисова, продюсеры предпочитают «тихо мирно гнить и стагнировать вместе с тем, что они делают».