«Между помойкой и туалетом»: почему могила Зайцева не там, где он просил

30 апреля исполнилось два года со дня смерти модельера Вячеслава Зайцева. Как сейчас живет Дом моды, который близкие друзья называют делом «всей его жизни»? Кто стал продолжателем традиций, созданных маэстро, какой была последняя воля кутюрье и почему ее уже невозможно выполнить — в материале NEWS.ru.
Каким запомнили Вячеслава Зайцева его друзья и ученики
Бывший директор «Дома моды Вячеслава Зайцева», близкий друг модельера Николай Головин в интервью NEWS.ru напомнил, что покойный дизайнер одежды был «крупнейшим творческим явлением» и гением. Но самое главное, полагает собеседник, кутюрье являлся большим патриотом России даже тогда, когда это «не было модным».
«На Западе, где он имел успех, Слава всегда позиционировал себя как русский художник и гражданин. Он был влюблен в свой народ и родную землю. Каждая его коллекция — это гимн России. Не России-государству, а России-стране», — вспоминает Головин, который работал и дружил с Зайцевым более 30 лет.
Дизайнер Ольга Русан призналась NEWS.ru, что профессиональный пример маэстро Зайцева является для нее образцом.
«Его коллекции всегда были безупречными и яркими, это оценила огромная аудитория поклонников. Он создал Дом моды, масштабно и разносторонне развивал его. И до последнего творил. Для меня он ориентир, восхищаюсь и сожалею, что он ушел», — отметила собеседница NEWS.ru.
Стилист Влад Лисовец в беседе с NEWS.ru подчеркнул главные, по его мнению, человеческие качества Зайцева: жизнелюбие и доброту.

«Почти все люди с возрастом меняются — устают, разочаровываются. А Вячеслав Михайлович оставался добрым, позитивным до конца дней. Я счастлив тем, что имел возможность с ним общаться, и даже гуляли вместе по Парижу», — поделился Владислав.
Почему последняя воля Зайцева осталась не выполнена
Головин вспоминает, что влюбленность в жизнь модельер сохранил даже после того, как в 2007 году врачи поставили ему летальный диагноз.
Он отметил, что Зайцев даже о смерти говорил «легко и с улыбкой». В 2009-м Николай Головин помогал организовать похороны семье своего земляка — народного артиста СССР Вячеслава Тихонова, оба родом из подмосковного Павловского Посада. Пришлось обращаться даже к тогдашнему мэру Москвы Юрию Лужкову с просьбой выделить для выдающегося киноактера место на Новодевичьем.
«Зайцев тогда же мне сказал, что хочет быть кремирован. Урну с прахом просил упокоить на том же Новодевичьем. 2 января 2023-го — за четыре месяца до смерти — он еще раз подтвердил свое намерение о способе и месте захоронения. Его волеизъявление можно было закрепить документально, например, у нотариуса, — уточняет экс-директор Дома моды Зайцева. — Однако он не сделал этого, вероятно, в силу природной беспечности. По наивности Славе казалось, что близкие люди не посмеют нарушить его последнюю просьбу. А они посмели. Зайцев упокоился на Жегаловском кладбище в Щелковском районе, решение об этом принимал его единственный сын Егор», — отметил собеседник.
Николай добавил, что могила модельера с мировым именем расположена между общественной уборной и мусоркой. «Моя жена рыдала, увидев впервые это место. Слева туалет и говном воняет, справа помойка», — сообщил Головин, выразив мнение, будто сын кутюрье «возможно, за что-то отомстил мертвому родителю».

Сам наследник на похоронах публично заявил, что отец недолюбливал богему и творил для народа, потому и упокоился на обычном погосте, а не в окружении «новодевичьих» ВИП-персон.
Единственный сын Вячеслава Зайцева умер спустя год после него — 19 июня 2024 года от последствий онкологии. У Егора остались две дочери — Мария и Анастасия, а также вдова Екатерина. По решению семьи Егор Вячеславович упокоился рядом с отцом. Николай Головин назвал это «гримасой судьбы».
«К сожалению, — добавил он, — выполнить последнюю волю модельера теперь невозможно: вряд ли кто-то будет перевозить останки на Новодевичье».
Что с Домом моды, кому он достался
После смерти Егора Дом моды унаследовала его вдова. На днях на официальной странице зайцевского детища в социальных сетях она опровергла слухи о якобы закрытии учреждения.
«То ли мы закрыты, то ли не существуем, то ли вообще улетели на Луну, непонятно — многие думают именно так. Несмотря на то что десятки и сотни людей проходят мимо Дома моды на проспекте Мира, видят витрины и что внутри происходит жизнь. Пока что эта работа в зачаточной стадии, но мы обязательно будем ее проводить и развивать», — написала она.
Сам Вячеслав Зайцев, по словам Головина, мечтал видеть преемницей старшую внучку Марию.
«Однако она не проявила качеств, необходимых в непростой сфере моды. Вячеслава Михайловича это очень удручало», — полагает экс-директор.
У вдовы Егора, по его мнению, было также достаточно времени для того, чтобы заявить о себе в индустрии моды как о новой владелице наследия Зайцева.

«Если она этого не сделала, значит, чуда ждать не стоит, — считает Головин. — Что такое Дом моды? Это коллектив мастеров, успешные показы, о которых потом долго говорит вся столица… Ничего этого в нынешнем „Доме моды Зайцева“ не присутствует, к сожалению», — с горечью отметил собеседник.
По информации модельера Ольги Русан, «Дом моды Славы Зайцева» проводит небольшие локальные показы. А вот о громких событиях и проектах после смерти кутюрье в этих стенах в профессиональной среде ничего не слышно.
Аналогично не в курсе информации о ярких событиях в бывшем эпицентре дизайнерской одежды и Влад Лисовец. Модельер и ученица Зайцева Ольга Денисова уточнила, что в индустрии говорят разное. Одни утверждают, будто бывшее хозяйство маэстро пришло в упадок после его смерти. Есть и противоположное мнение — будто бы наступает новый виток развития.
«Хотелось бы пожелать Дому моды все-таки нового дыхания. Сейчас обширные возможности у российских модельеров — Дубай, Бахрейн, Китай… Не массмаркет, а премиум-сегмент. Там с огромным интересом относятся к русской моде и, кстати, знают работы маэстро Зайцева. Это имя — мировой бренд, его нельзя терять», — подчеркнула Ольга.
Головин дополнил, что еще при жизни Зайцева предлагал ему передать творческое наследие государству. Поскольку считает его национальным достоянием, которое «еще будут изучать ценители — ведь Зайцевым многое придумано и создано на десятилетия вперед».

Модельер, по словам Николая, с энтузиазмом воспринимал такую идею. Однако также не оставил документальных письменных распоряжений.
«В результате дело всей его жизни ушло в чужие руки. И лежит, извините, возле туалета. Это урок каждому — надо при жизни расставлять все точки над „i“. Но это не умаляет достоинств художника. Зайцев гений, я счастлив, что Господь дал возможность работать с ним! Понимают ли люди, которым досталось его наследие, масштабы гениальности личности? Я не уверен», — резюмировал экс-директор.
Он добавил, что в его собственной московской квартире находится диван, на котором частенько ночевал Зайцев, стул, на котором он сидел.
«Мы относимся к ним, как к святыне. В остальной квартире сменилась мебель и обстановка, но „заячьи“ кровать и стул — неприкосновенны».
На вопрос NEWS.ru о том, будет ли проводиться 30 апреля вечер памяти великого модельера, вдова Егора Зайцева Екатерина Ромашкина ответила, что в Доме моды нет такой традиции. «Планируем на 21 июня показ в честь дня рождения Дома моды. Там же почтим память Вячеслава Михайловича и Егора. А в день смерти (Вячеслава Зайцева) семья просто поедет на кладбище, централизованно ничего не будет», — сообщила она.
Читайте также:
«Заслуживает особых почестей»: Сафронов о перезахоронении Зайцева
Опубликован список друзей Пугачевой, умерших после ее отъезда из России
Смерть моды в РФ после ухода Зайцева, Юдашкина: их никто не может заменить?
«Слава его пригласил за собой»: Бабкина о смерти Юдашкина и Зайцева
Миллионы Маслякова, долги Заворотнюк: что получат в наследство семьи звезд