21 октября 2025 в 01:00

«Уезжают, чтобы сохранить свои счета»: Михалков о Пугачевой, уехавших и СВО

Никита Михалков Никита Михалков Фото: Наталья Шатохина/NEWS.ru

21 октября исполняется 80 лет кинорежиссеру, сценаристу народному артисту РСФСР Никите Михалкову, который вызывает восхищение у миллионов. Обладатель премии «Оскар», сторонник конституционной монархии, блогер на своем авторском канале «Бесогон ТВ», разрубающий словом врагов, — это все о нем. Самые яркие и цепляющие цитаты юбиляра — в материале NEWS.ru.

О Владимире Путине

— Вы знаете, сегодня есть два человека в мире, с которыми можно серьезно общаться и которые серьезно общаются сами. Это наш президент и товарищ Си [Цзиньпин]. Больше нет. «Единственным мужчиной» в Евросоюзе была Меркель.

Я понял суть нашего президента, когда много лет назад, в 2002-м, по моему, году, мы с ним разговаривали, он мне сказал: «Представь себе, кто я был и кем я стал. Неужели Господь это сделал для того, чтобы я доел то, что не успели доесть другие?» Это серьезное соображение.

О кино

Я не снял ни одного фильма по идеологическим соображениям, в угоду власти и лично генеральному секретарю, не работал по заказу, мне ни за одну свою картину не стыдно. Молодым режиссерам советую не относиться к кино только как к профессии. Оно станет мстить, если вы начнете снимать его только ради денег и конъюнктуры. Если превратите его в ремесло, то вы будете снимать сериалы, но настоящее кино никогда вам не дастся.

— На мой взгляд, западный кинематограф, который всегда был лидером, на сегодняшний день теряет свое положение именно за счет того, что себя изжил процесс поиска смысла. Когда человек снимает картину о том, как женщина живет с автомобилем, это значит, что творца уже перестало волновать все остальное, что является человеческим. Он уже ищет там, где человеческого мало. Любое искривление, оно всегда поначалу интересно, как окно Овертона.

Кинорежиссер Никита Михалков на XXVIII Петербургском международном экономическом форуме Кинорежиссер Никита Михалков на XXVIII Петербургском международном экономическом форуме Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС

Об СВО

— Конечно, это ужасно звучит, но нам Бог послал СВО. Потому что мы стали прозревать и понимать, кто есть кто и что есть что, и перестали бояться это говорить вслух. Справедливости ради, все, что я говорю сейчас, я говорил 10 лет назад. Может быть, пришло время, что это стало актуальным сегодня. Я только рад этому.

Об уехавших артистах, иноагентах и Пугачевой

— Пытаться сравнить себя с теми, кто был изгнан в 20-е годы (Пугачева сравнила себя с героиней фильма Михалкова «Раба любви», которую преследуют сотрудники охранки. — NEWS.ru), — великими умами и талантами, которые не согласились с властью… Сравнивать себя с ними — это пошло, несправедливо, потому что те ехали от смерти, от тюрьмы. А эти уезжают для того, чтобы сохранить свои счета, свою недвижимость. Это большая разница.

— Кто-то опять по нашей традиции может считать, что это ерунда: ну что — один приехал, другой уехал. Неверно это. Дело в понимании, что если здесь, внутри страны, мы эту борьбу не выиграем, то мы не выиграем ее и в Донбассе. А если мы не выиграем эту схватку в Донбассе, мы потеряем Россию.

— Абсолютно согласен с тем, что иноагентам на законодательном уровне нужно запретить выплаты по авторским и смежным правам. Тем более что я один из руководителей авторского общества. И считаю, что люди, которые бросили страну в тяжелый момент и зарабатывают свой авторитет тем, что они говорят про страну, находясь за рубежом, издаются или зарабатывают здесь, а потом эти деньги переводят на ВСУ, — это предатели. И абсолютно законно государство имеет право не оплачивать их работу.

Алла Пугачева Алла Пугачева Фото: Александр Авилов/Агентство «Москва»

Об интернете

— Интернет — это анонимность, а она порождает безнаказанность. Это возможность и желание ударить любого, да еще побольнее, зная, что никто никогда не узнает, кто ты. Тебя нельзя поймать за руку. Я назову тебя тварью, мерзавцем, и ты не узнаешь, кто я, а я тебе это сказал! Это часть той катастрофы, из-за которой мы можем пострадать.

О русском народе

— Я придумал формулу русского человека. Там есть одно слово неприличное, я его пропущу, но вы поймете. Что абсолютно недоступно никому вообще в цивилизованном мире. Русским может быть только тот, у кого чего-нибудь нет, но не так нет, чтобы обязательно было, а нет, да и… с ним. Скажите эту формулу французу, он скажет — с ума сошли. «Ты хочешь машину?» — «Хочу». — «Квартиру?» — «Хочу». Но для этого надо [что-то делать]. Нет. Мы фольклорный народ, мы народ, воспитанный на сказках, на «Коньке-горбунке», «По щучьему велению». Мы хотим получить все и сразу, ничего не делая. Потому в результате вкалываем сутками и добиваемся того, что другие не могут добиться всю жизнь. Мы делаем это за пять дней. То есть мы так устроены.

— Трагедия русского народа: мы, к сожалению, объединяемся только вокруг жареного петуха, который нас клюет.

О России

— Столыпин сказал: «Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия». Я её перефразировал: великие потрясения нужны тем, кому есть куда уехать, а великая Россия нужна тем, кто хочет здесь жить.

— Мы, наверное, одна из немногих, если не единственная, страна, которая столько в течение веков воевала на своей территории против внешнего врага. У нас заложено генетически ощущение необходимости быть готовым к защите.

Никита Михалков Никита Михалков Фото: Наталья Шатохина/NEWS.ru

О монархии и крепостном праве

— Я убежден абсолютно, что передача власти по наследству в такой стране, как Россия, намного более безопасна, чем борьба политических партий. Потому что государь отвечает за страну перед детьми. С подачи большевиков сейчас в России думают, что крепостное право было чем-то вроде североамериканского рабства. Но это были отнюдь не отношения раба и хозяина, а сыновей и отца. Многие крестьяне не хотели никакой «свободы».

Да, иногда помещик порол крестьянина, так и отец же порет свое непослушное чадо. Ведь что такое было крепостное право? Крепостное право — это патриотизм, закрепленный на бумаге. Человек был связан со своей землей-матушкой не только чувством долга, но и документально. Крепостное право — это мудрость народа, это 400 лет нашей истории. И теперь, когда мне предлагают эти 400 лет из нашей истории вычеркнуть, я говорю: «Братцы, так вы что же, думаете, наши предки дураками были?»

О Харви Вайнштейне

— Любовные похождения [Харви Вайнштейна], которые были 30 лет назад и сейчас всплыли, и о них говорят потерявшие товарный вид дамы, которые еще раз хотят о себе напомнить хотя бы таким образом.

Читайте также:

«В считаных километрах от ворот»: собрали лучшие цитаты Василия Уткина

«Считайте, что я отсидела 32 года»: Лолита о пяти браках, мужчинах и России

Топ цитат унижения Зеленского в Белом доме: Трамп разнес его и выставил вон

Виктория Колодонова
В. Колодонова