18 января 2023 в 18:30

Голая Варнава, царь вместо Путина: чем удивит сериал «Фандорин. Азазель»

На «Кинопоиске» стартует показ монархической фантазии про самого знаменитого русского детектива Эраста Фандорина

Кадр из сериала «Фандорин. Азазель», актер Владислав Тирон Кадр из сериала «Фандорин. Азазель», актер Владислав Тирон Фото: kinopoisk

19 января онлайн-кинотеатр «Кинопоиск» начинает показ нового мини-сериала «Фандорин. Азазель» — второй адаптации знаменитого бестселлера Бориса Акунина. 10 лет назад историю о детективе Эрасте Фандорине, полюбившуюся миллионам читателей, экранизировал Александр Адабашьян. Режиссером новой версии «Азазеля» стал Нурбек Эген, знакомый зрителям по проектам «Алиби» и «Шерлок в России». Еще до официальной премьеры внимание проекту было обеспечено. После слов Акунина, раскритиковавшего проведение специальной военной операции на Украине, имя писателя стало исчезать с афиш российских театров, где идут спектакли по его произведениям, а книги автора — пропадать с полок магазинов. Однако киноверсий «отмена» Акунина, похоже, не коснулась. Обозреватель NEWS.ru посмотрел две первые серии и рассказывает, чем удивит зрителей «Фандорин. Азазель».

О чем сериал «Фандорин. Азазель»

Ревностных поклонников Акунина создатели сериала сразу предупреждают: к их экранизации стоит относиться как к самостоятельному произведению, и никак иначе. Зритель увидит фантазию на тему современной России, где страной правит монарх, и узнает в персонажах светских львиц вроде обнажившейся на экране Екатерины Варнавы и блогера Иды Галич (ее решили не раздевать).

Кадр из сериала «Фандорин. Азазель», актриса Екатерина Варнава Кадр из сериала «Фандорин. Азазель», актриса Екатерина Варнава Фото: kinopoisk

В отличие от первоисточника действие происходит не в конце XIX века, а в 2023 году. Вместо нынешнего политического строя и президента Владимира Путина в альтернативной России XXI века — монархия и потомок Романовых царь Николай III на троне. Исходя из начального титра, в 1917 году большевики не пришли к власти. Зритель сразу оказывается в параллельной реальности: России начхать на западные культурные веяния, люди носят забытые имена вроде Порфирия или Акакия, пользуются дореформенными языковыми нормами и сидят в «Портрете» вместо Instagram (деятельность соцсети в России запрещена).

Для нас Россия в «Азазеле» — противоречивая страна. С одной стороны, было интересно поразмышлять над тем, как мы могли бы жить, если бы не было ужасов революции и Гражданской войны, массовой эмиграции, 1937 года, железного занавеса и тотальной советской борьбы со всем наследием царских времен. У нашей альтернативной реальности меньше коллективных травм, больше внимания к своей истории и традициям, — рассказывают сценаристы проекта, выпускники режиссерского факультета ВГИКа Сергей и Никита Поповы.

При этом их Россия не обделена передовыми технологиями: по улицам ездит робот-городничий, у полиции в помощниках искусственный интеллект, вычисляющий возможного преступника и жертву, а сотрудники правоохранительных органов пользуются системой распознавания лиц. В таком почти утопичном мире и разворачивается знакомая миллионам история.

Эрасту Фандорину всего 20 лет. Он только начинает карьеру в сыскном агентстве. Днем патрулирует улицы вместе со старшим товарищем Ксаверием Феофилактовичем Грушиным в исполнении Александра Семчева, а ночью возвращается в 15-метровую капсульную квартирку на окраине Петрограда. В монархической России особенно сильно чувствуется сословное деление. Привилегированная аристократия живёт в доставшихся по наследству особняках, а бедняки носят косоворотки и ютятся в крохотных комнатах.

Размеренная жизнь Фандорина превращается в экшен, когда сыщик вместе с Грушиным начинает расследовать серию самоубийств, за которыми на деле стоит террористическая группа.

Кто играет Фандорина и Николая III в сериале «Кинопоиска»

Долгое время имя нового исполнителя роли Фандорина держалось в секрете. Прежде его, как известно, играли три артиста: Илья Носков в первой экранизации «Азазеля», Егор Бероев в «Турецком гамбите» (вторая книга из цикла Акунина) и Олег Меньшиков в знаменитой работе Филиппа Янковского «Статский советник» (третья книга про приключения сыщика). И хотя каждый из этих актеров блестяще воплотил образ аристократичного детектива, никто из них не сроднился с образом так, как это, например, сделал Михаил Боярский в фильме «Д’Артаньян и три мушкетера». Теперь такой шанс выпадает 26-летнему артисту Владиславу Тирону. Зрителю он уже знаком по работе в сериале «Триггер» с Максимом Матвеевым, который, кстати, играет в новом «Фандорине» важную для повествования роль императора Николая III.

Кадр из сериала «Фандорин. Азазель», актер Максим Матвеев Кадр из сериала «Фандорин. Азазель», актер Максим Матвеев Фото: kinopoisk

Владислав признался, что вырос на книгах Акунина и зачитывался ими в детстве, поэтому долгое время пытался следовать точному описанию Фандорина, как это делали и Бероев, и Меньшиков. Но потом понял, что сериал сильно отличается от литературного источника. А значит, и его герой должен выйти за пределы книги.

Изначально была сложность, что я очень сильно отталкивался от Акунина, от того, что написано в его книге, и это пытался перенести в сценарий. Сценарий — это абсолютно отдельная вещь от Акунина, поэтому Фандорина нужно рассматривать именно как человека вне времени, чтобы понять, из чего он состоит, что чувствует. Время меняется, а человеческие проблемы остаются теми же самыми. Образ Фандорина также претерпел изменения, но внутреннее зерно осталось, — рассказал Тирон на премьере.

Пока трудно сделать однозначный вывод, полюбится ли новый Фандорин зрителю. Но достойные актерские работы в сериале точно есть. Во-первых, следует отметить Максима Матвеева. В императоре он узнается не сразу — с экрана смотрит неуверенный в себе и страдающий от груза ответственности правитель, в котором легко угадывается Николай II. Его явно тяготит политика, ему претит агрессия, он с удовольствием бы забылся в ласках любящей женщины. Только с супругой он этого делать не хочет, поэтому ищет счастья в объятиях популярной певицы Амалии Бежецкой (Милена Радулович), наведываясь инкогнито на ее концерты и закрытые вечеринки. По словам шоураннера проекта Александры Ремизовой, роли императора и премьер-министра Дмитрия Орлова (Евгений Стычкин) прописывались специально для сериала с разрешения писателя.

Приковывает взгляд и Артем Быстров, сыгравший гусара, картежника и еще одного поклонника певицы Амалии Ипполита Зурова. Их совместную с Фандориным сцену за карточным столом, пожалуй, можно назвать лучшей в первых двух показанных журналистам сериях. Самоуверенный и шумный Зуров в исполнении Быстрова органично сочетает противоположные, на первый взгляд, качества: достоинство офицера и повадки маргинала. Днем он носит гусарский мундир, принимает правительственные награды, а ночью просаживает сотни тысяч рублей в карты и вписывается в любую драку, только чтобы себя развлечь.

А вот появление на экране звезд современного шоу-бизнеса вызывает вопросы. Например, эпизод с известным блогером Идой Галич в образе журналистки скорее мешает повествованию, чем дополняет его. Такой же эффект производит Екатерина Варнава, которая на несколько минут появляется обнаженной перед Фандориным и манерным тоном, ставшим ее фишкой в Comedy Women, дает свидетельские показания. Вероятно, авторы таким образом старались привлечь к проекту определенную аудиторию. Тем более похожие кадровые решения шоураннер проекта Александра Ремизова уже принимала в нашумевшем «Монастыре» с Анастасией Ивлеевой. Придал ли этот прием интересному проекту оттенок ненужной комедийности или игра стоила свеч, теперь предстоит оценить зрителям.

Иветта Невинная
Иветта Невинная