Бензин и дизель на автозаправках в России недоливают две трети АЗС, причём такой вид «мошенничества» — явление систематическое. В связи с этим в правительство внесён законопроект о штрафах за обманы. Об этом News.ru сообщили в пресс-службе Министерства промышленности и торговли РФ.
По заключению экспертной организации, «при измерении налива 10 литров образцовым мерником при норме не более 25 мл фактически недолив составлял от 50 мл до 90 мл, а при измерении налива 50 литров при норме не более 125 мл фактически недолив составлял от 200 мл до 300 мл».
Названия исполнителей проверок в Минпромторге не указали. Эксперты в интервью News.ru высказали предположение, что данную экспертизу для Минпромторга могли выполнить либо специалисты зарубежной компании Saylab, либо НИИ № 5 при Министерстве обороны.
Данные об объёмах недоливаемого топлива и ущерба приводятся по результатам проверок в Центральном федеральном округе в текущем году.
Учитывая, что проверки проводятся в плановом режиме и при обращении граждан после согласования с органами прокуратуры в присутствии представителей организации, можно судить о том, что проблема недолива является систематическим явлением, — подчеркнули в ведомстве.
Отталкиваясь от полученных данных, министерство внесло в кабмин законопроект об оборотных штрафах для автозаправок за недолив топлива.
Инициатива о введении оборотных штрафов (они зависят от оборотов компании) за недолив является зеркальной мерой по отношению к топливному рынку, на котором с 2018 года за несоответствие топлива требованиям технического регламента применяются оборотные штрафы, — сказали представители Минпромторга.
Отмечается, что оборотные штрафы за несоответствие топлива требованиям регламента были введены с февраля 2018 года и уже показали свою эффективность на топливном рынке. Так, если на долю нарушений в части физико-химических показателей топлива в 2015 году приходилось более 20%, то по итогам проверок девяти месяцев 2019 года доля таких нарушений составила уже 8,8%.
В Минпромторге пояснили, что инициатива по введению оборотных штрафов не направлена на уход с рынка независимых мелких игроков.
Целью данной инициативы, в первую очередь, является создание механизма предотвращения противоправных действий, в данном случае предприятие либо соблюдает все установленные нормы и осуществляет законную деятельность, либо несёт значительные издержки вследствие нарушений, — сказали в министерстве.
Там выразили уверенность, что «введение оборотных штрафов побудит все организации следить за состоянием оборудования для отпуска топлива, его соответствием установленным нормам, а также исключить противоправные действия сотрудников по донастройке оборудования на отпуск определённого объёма».
Удивительная бизнес-инерция
Первый вопрос — каким образом получены эти данные. Хотя, по мнению опрошенных News.ru знатоков топливного рынка, экспертиза была проведена грамотно и проблема такая действительно существует.
Удивляет вот что. Ведь если в начале 2018 года были все «основания» для недолива и снижения сортности бензина (скажем, вместо АИ-95 лили АИ-92) с тем, чтобы компенсировать заведомую убыточность реализации, то сейчас такой необходимости вроде бы нет. Ведь были приняты определённые меры, которые вернули ликвидность бензиновому рынку. Фактически был отменён акциз. Сейчас он существует лишь формально. Однако, похоже, инерция оказалась намного сильнее, чем думали.
А это значит, что нарушения продолжаются. И если в Москве АЗС контролировать просто, то на периферии из-за больших расстояний и ограниченного количества контролёров сделать это сложновато, отметил Танкаев. Эксперт добавил, что эффективную систему контроля за своими АЗС сегодня имеет лишь «Роснефть» и отчасти — «Газпромнефть». «И это — всё», — подчеркнул ведущий эксперт Российского союза нефтегазопромышленников.
Необоснованное обвинение
Между тем некоторые эксперты считают, что данные о недоливе бензина или дизеля несколько завышены и нацелены на лоббирование законопроекта об оборотных штрафах за недолив на автозаправках.
Если речь идёт о 2/3 АЗС, значит, недоливом занимаются и государственные «бензоколонки», говорит председатель совета директоров Московского межрегионального нефтяного союза Юрий Зуев.
Он убеждён, что результаты экспертизы Минпромторга — необоснованное обвинение в адрес участников рынка. Эксперт подкрепляет свой скепсис тем, что ещё в сентябре Росстат представил исследование, в котором фигурировали всего 200 заправок, а их, напоминает Зуев, на территории страны порядка 25 тысяч. Вот почему, думает он, в объективности данного исследования следует сомневаться. Он высказал подозрение, что «в таком огульном обвинении есть какая-то цель».
С ним согласен руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов. Он подозревает, что участившиеся в последнее время экспертизы АЗС по части недолива могут быть связаны с проталкиванием закона о штрафах за недолив топлива.
Конечно, это не означает, что такой проблемы нет. Но надо понимать, что в настоящее время деятельность частных АЗС не является рентабельной. У нас словно специально созданы условия, чтобы предпринимателей толкать на такое недобросовестное поведение на рынке. Можно подумать, что государство не интересует прибыль людей, а только интересует фискальная составляющая.
По его словам, у бизнеса сегодня нет прогнозируемой нормальной рентабельности, а благополучие зависит от часто меняющихся капризов регуляторов. В настоящее время российский рынок топлива регулируется в ручном режиме, говорит Баженов. И выходит так, что от качеств предпринимателя ничего не зависит. Как это происходит в развитых странах.
Вместе с тем эксперт сомневается, что за лоббированием закона о штрафах за недоливы могут стоять крупные корпорации-монополисты. Баженов объясняет это тем, что для многих предпринимателей АЗС сегодня малоприбыльны и «находятся в секторе некоего социального обременения». При этом темпы закрытия «частных» заправок лишь растут. А крупным же нефтяным компаниям невыгодно, чтобы независимый сектор «свернулся в ноль», поскольку их собственные розничные стратегии развития предусматривают высокий объём пролива.
Такие заправки зависят от большого автотрафика, поясняет аналитик. Независимые же АЗС стоят преимущественно в тех местах, где подобного трафика обеспечить нельзя. Соответственно, крупным компаниям нет надобности эти точки «отжимать» в режиме монополизма. Продать свои «частные» заправки сегодня хотят многие частники. «Купил бы кто», — иронизирует эксперт.