Арабский журналист Мухаммед Сахили заявил о существовании канала поставки наркотиков из Ливана в Россию через сирийский порт Латакия с участием группировки «Хезболла» и российских военных, чья база находится неподалёку. Его статью, полностью построенную на информации от анонимных источников, опубликовал ливанский ресурс Al Modon. В ней утверждается также, что россияне якобы имеют отношение к крупнейшей в мире партии синтетического наркотика каптагон, задержанной греческими спецслужбами на пути из всё той же Латакии. News.ru разбирался, что может стоять за этой информацией.

Визит короля

Сахили описывает, как в порт Латакии заезжает эмиссар «Хезболлы», которого он называет «король», с кортежем сопровождения, везущим груз наркотиков. Группировка, на которую он работает, напомним, была первоначально поддержана Ираном и базируется в Ливане, где выступает за создание теократического исламского государства. США, ряд европейских стран и Лига арабских государств считают её террористической — министр иностранных дел Канады Питер Маккей назвал «Хезболлу» «„Талибаном“ на стероидах». В Сирии «Хезболла» участвует в боевых действиях на стороне шиитского режима президента Башара Асада. Недалеко от Латакии на базе Хмеймим дислоцируется база Воздушно-космических сил России, которая также ведёт борьбу с противостоящими Асаду группировками, включая запрещённое в России «Исламское государство».

Ливанский журналист пишет, что на время присутствия «короля» сотрудникам порта запрещено пользоваться мобильными телефонами — за нарушение аппарат могут отобрать и выкинуть прямо в море. «Короля» охраняют вооружённые люди. Они же переносят из машин сумки в одно из зданий.

«Король» не член организации «Хезболла». Тем не менее он ливанец, служащий под командованием чиновника по прозвищу Раад из партии «Хезболла». Эта информация циркулирует среди сотрудников КПП, поэтому мы все об этом знаем, — цитирует ливанское издание свой источник в порту Латакии.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Со ссылкой на анонимный источник среди сотрудников порта Al Modon пишет, что в этом здании «король» встречается с российским офицером без специальных знаков различий. По окончании встреч сумки оказываются на судне, идущем в Россию.

В них, по утверждению издания, могут находиться древние артефакты из Каламуна — района на границе Сирии и Ливана, который, отбив у суннитских радикальных группировок, теперь контролирует «Хезболла». Но главный груз — якобы наркотики, которые, как пишет журналист, стабильно переправляются этим каналом в последние два года, а летом 2019-го объёмы наркотрафика по нему выросли вдвое.

Кортеж «короля», пишет Al Modon, перед этим беспрепятственно пересекает ливано-сирийскую границу, везя наркотики из долины Бекка в Ливане, где традиционно выращиваются опиумный мак и конопля. В свою очередь Россия, по мнению источников Al Modon, является лишь очередной перевалочной базой для этого наркотрафика, а конечным пунктом назначения контрабанды выступают Китай и другие страны.

Мухаммед Сахили пишет, что 21 июля 2019 года полковник полиции Латакии остановил «королевский» груз в сирийском порту. При этом он якобы конфисковал большую партию наркотиков, сфотографировал доказательства и разместил фотографии в местных СМИ. После короткого негласного разбирательства весь груз был возвращён «королю» и якобы доставлен в Россию. Статьи и фотографии были изъяты из СМИ, а полковнику, который конфисковал груз, было приказано отбыть в город Хомс на следующий день.

Фото: Wikimedia

Из материала можно сделать вывод, что происходящее якобы полностью крышуется сирийскими властями, при том, что журналист особо отмечает, что российские военные чувствуют себя в Латакии хозяевами. Тут наблюдается некоторое противоречие либо недосказанность. Ранее News.ru уже писал о том, что Иран, который прочно связывают с «Хезболлой», наращивает влияние в порту Латакии и, по сути, грозит вытеснить оттуда если не российских военных, то привлечённые ими коммерческие структуры. По всей видимости, этому способствует младший брат президента Сирии бригадный генерал Махер Асад, поддерживающий тесные связи с Ираном.

Что-то прилипает к рукам

Кстати, военных российских кораблей в Латакии нет, хотя туда заходят торговые суда и отдельные корабли снабжения. Между Латакией, Тартусом и Новороссийском ходит, к примеру, теплоход «Александр Ткаченко» компании «Совмортранс», который возил как промышленные товары, так и военную технику.

Из Латакии в Сочи под португальским флагом ходит и круизный лайнер Princess Daphne. Он принадлежит компании Classic International Cruises, у которой центральный офис находится в Австралии.

Ливанский журналист же утверждает, что наркотики якобы перегружаются на парусное судно, идущее в Россию, поэтому происхождение корабля, который имел в виду Мухаммед Сахили, установить из имеющихся вводных тяжело, если его источник и вовсе не ввёл журналиста в заблуждение по поводу типа судна.

Сахили пишет также, снова со ссылкой на неназванных экспертов, что Россия якобы имеет отношение к партии наркотиков, прибывшей из Сирии и захваченной в одном из портов греческими властями, которая, по данным ливанского издания, направлялась из Латакии в Китай. Речь идёт, видимо, об инциденте 5 июля 2019 года, когда спецслужбы Греции изъяли крупнейшую в мире партию синтетического наркотика каптагон — 5,25 тонны, стоимостью $660 миллионов.

Специалист по ближневосточной политике Анатолий Несмиян, известный как блогер Эль Мюрид, отмечает, что «Хезболла», как почти любая другая террористическая группировка, финансирует себя в основном криминальным образом, так что её участие в наркотрафике удивления не вызывает. К этому надо добавить, считает эксперт, что любая сила, которая стремится негласно контролировать военизированную группировку, приходит рано или поздно к выводу о необходимости контролировать и нелегальные механизмы получения доходов. В качестве примера он привёл якобы имеющее место крышевание американскими военными наркобизнеса в Афганистане.

Скорее всего, конечно, что-то к рукам прилипает у совершенно конкретных начальников, но это общая установка. Её, естественно, никто не хочет и не будет никогда озвучивать, но логика в ней такая: либо ты должен разгромить террористическое подполье, либо как минимум ты должен его контролировать. А самое эффективное — это как раз контроль финансовых потоков. Из этой логики вытекают все подобные сообщения, — сказал Несмиян в комментарии News.ru.

Руслан Гереев, эксперт Центра исламских исследований Северного Кавказа, считает, что информация о трафике из Латакии с участием военнослужащих РФ частично может быть правдой, но о массовом характере такого явления вряд ли приходится говорить. По его мнению, контроль над военными структурами в зоне боевых действий сейчас достаточен для того, чтобы пресечь контрабанду в сколько-нибудь крупных размерах.

Фото: Xinhua/Global Look Press

Это сообщение (о контрабанде из Латакии. — News.ru) не исходит от органов юстиции Ливана. Я думаю, это просто очередной укол в адрес Российской Федерации в ответ на её успехи в регионе, — заявил Гереев, комментируя ситуацию для News.ru.

Он добавил, что если бы российские военные действительно организованно занимались контрабандой наркотиков из Сирии, им ничего не стоило бы привлечь к этому боевые корабли, включая подводные лодки.

По мнению Руслана Гереева, в условиях перенасыщенности рынка афганским героином, а также другими видами наркотиков из Латинской Америки и Азии ниша для сирийских поставок вряд ли найдётся.

Официальные лица в России, включая представителей Минобороны, пока не комментировали информацию ливанского издания.