Односторонний выход США из ядерной сделки, заключённой в 2015 году между Ираном и шестёркой международных посредников (Россия, КНР, США, Великобритания, Франция и ФРГ), стал горьким поражением для Европы и, возможно, триумфом для американской энергетической отрасли.
Американский президент Дональд Трамп, которого на протяжении последних месяцев пытались переубедить не только его приближённые, но и заинтересованные зарубежные партнёры, заявил, что против Тегерана будут возобновлены санкции «самого высокого уровня». Любой, кто окажет поддержку его атомной энергетике, будет также «наказан» ограничительными мерами, пригрозил глава Белого дома.
Statement on the Iran Nuclear Deal: https://t.co/O3SpryCKkc
— Donald J. Trump (@realDonaldTrump) 8 мая 2018 г.
«Ясно, что мы не можем предотвратить создание иранской ядерной бомбы при провальной и гнилой структуре нынешнего соглашения, — заявил Трамп, выступая в Белом доме. — Иранская сделка является в корне дефективной. Если мы ничего не сделаем, мы точно знаем, что произойдёт».
Впрочем, американский лидер, как и до этого, продемонстрировал, что не готов рассматривать вопрос иранского атома отдельно от других досье.
«Иранский режим — ведущее государство — спонсор терроризма, — пояснил Трамп. — Он занимается экспортом опасных ракет, подпитывает конфликты на Ближнем Востоке и поддерживает посредников-террористов — таких как „Хезболла“, ХАМАС, „Талибан“ (запрещён в РФ. — Ред.), а также „Аль-Каиду“ (запрещена в РФ. — Ред.)».
Реакция европейских партнёров Соединённых Штатов не заставила себя ждать. Страны — подписанты ядерного соглашения отказались разрывать сделку. Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини заявила, что в Брюсселе сожалеют об американском демарше, и выразила обеспокоенность новыми санкциями против Ирана. По их возможному эффекту будут проведены дополнительные консультации, добавила Могерини. Французский президент Эммануэль Макрон, тем временем, не потерял надежды внести коррективы в ядерное соглашение. Он пообещал, что он инициирует коллективную работу «в более широких рамках», которая будет охватывать не только иранский атом, но и ракетную программу Тегерана, а также его действия в регионе — в Сирии, Йемене и Ираке.
В МИД РФ, в свою очередь, напомнили, что ядерная сделка является многосторонним соглашением, одобренным резолюцией Совета Безопасности ООН 2231.
«План действий не принадлежит только США, а является достоянием всего международного сообщества, которое неоднократно подтверждало заинтересованность в его сохранении и долгосрочной устойчивой реализации в интересах укрепления международного и регионального мира и безопасности, а также режима ядерного нераспространения, — говорится в заявлении российского внешнеполитического ведомства. — Объявленные 8 мая решения — это новое подтверждение недоговороспособности Вашингтона. Они также демонстрируют, что американские претензии к абсолютно законной ядерной деятельности Ирана являются лишь ширмой для сведения с ним политических счётов».

Сам Иран не стал действовать скоропалительно, решив принять во внимание позицию остальных государств.
«Иран всегда выполняет свои обязательства, а США этого никогда не делали, — заявил президент Ирана Хасан Роухани, выступая по местному телевидению. — США всегда занимали враждебную по отношению к Ирану позицию».
Роухани подчеркнул, что Исламская Республика будет действовать исходя из политики остальных пяти стран-подписантов.
«Теперь нам нужно подождать и посмотреть, что будут делать в этой ситуации шесть основных стран, — заявил президент Ирана. — Наше министерство (иностранных дел. — Ред.) начнёт переговоры с европейскими сторонами, Китаем и Россией через несколько недель».
Однако совсем не исключено, что в краткосрочной перспективе Иран может ответить асимметрично — в Сирии. Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ) накануне объявления Трампа по иранской ядерной сделке была приведена в состояние повышенной боевой готовности. На оккупированных Голанских высотах были открыты бомбоубежища и развёрнуты системы ПВО. Издание The Jerusalem Post отмечает, что израильская армия была вынуждена позаботиться о мерах безопасности в связи с тем, что разведка зафиксировала аномальную активность иранских сил вблизи пограничной зоны в Сирии.
«Инструкции ЦАХАЛ должны по-прежнему выполняться по мере необходимости, — говорится в заявлении армии. — ЦАХАЛ подготовлен и готов к различным сценариям. Мы предупреждаем, что в ответ на любые действия против Израиля будут применены жёсткие меры».
Через несколько часов после заявления Трампа о выходе из сделки Израиль нанёс удар по району военной базы в городе Аль-Кисва (примерно в 50 км от границы с Израилем) — по конвою с иранскими ракетами. Среди погибших — вроде как генерал и бойцы Корпуса Стражей Исламской революции Ирана (КСИР), шиитские ополченцы. Сирийское правительственное агентство САНА сообщило о перехвате сирийскими средствами ПВО двух израильских ракет.
#Pt. Video showing aftermath of #Israel|i airstrikes tonight near #Kiswah & M5 highway (#Daraa-#Damascus). In Dec. 2017 Israel already bombed a base reportedly used by #Iran few km away, N. of Kiswah. #Syria https://t.co/Ddswt0bIpb pic.twitter.com/UdxJ0Dgsxi
— Qalaat Al Mudiq (@QalaatAlMudiq) 8 мая 2018 г.
Военный сценарий в районе Персидского залива опасен с точки зрения последствий для мировой экономики, полагают наблюдатели. Любая блокада Ормузского пролива, соединяющего Персидский залив с Оманским, грозит сократить поставки нефти на мировой рынок на 20%. Прогнозируется, что возобновление американских санкций может сократить иранское предложение на рынке чёрного золота как минимум на 1 млн баррелей в сутки. В итоге бенефициаром ограничительных мер против Исламской Республики могут стать сами США. Вероятно, в долгосрочной перспективе обострение приведёт к скачку добычи американской сланцевой нефти и привлечёт новых инвесторов в США. Впрочем, остаётся загадкой, как в условиях усилившегося санкционного давления на Иран будут вести себя европейские партнёры Вашингтона, и без того недовольные возможным эффектом американского закона «О противодействии врагам Америки посредством санкций» (CAATSA) на российском направлении.
Вместе с тем нельзя не заметить, что ядерный демарш Трампа, являющийся его предвыборным обещанием, может выйти боком для его другого предвыборного обета, который касается обеспечения американцев новыми рабочими местами. В связи с решением американского лидера Министерство финансов Соединённых Штатов объявило об отзыве лицензий на продажу самолётов Boeing и Airbus ИРИ. Однако ранее руководство Boeing заявляло, что портфель заказов Тегерана обеспечивает 100 тысяч рабочих мест в США. Кроме того, американская корпорация оценивает возможные убытки в результате разрыва соглашений с Ираном в $20 млрд. Однако пока Трамп, как кажется, слепо одержим идеей перекроить всё, что делал на этом посту его предшественник — 44-й президент США Барак Обама. В этом его предсказуемо поддерживают Израиль и ведущие государства Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива.