Алкоголь всегда был и является неотъемлемой частью культуры многих народов мира, однако его чрезмерное употребление вызывает серьезные проблемы со здоровьем и общественным порядком. При этом статистика потребления алкоголя в разных странах неодинакова, что зависит не только от культурных ценностей, менталитета и климата, но и от степени ограничений, накладываемых правительствами стран на потребление этой продукции.

В европейских странах и странах СНГ среднее потребление чистого этилового спирта на душу населения в 2024 году составило 10 л. Для сравнения: общемировой показатель потребления алкоголя в 2019 году — 5,5 л на человека старше 15 лет. Однако за период с 2019 по 2024 год в некоторых государствах произошли изменения в законодательстве относительно регулирования оборота алкогольной продукции, что, на первый взгляд, должно сказаться на потреблении. Проверим, так ли это.

Для оценки общего объема потребления алкоголя на душу населения использовались показатели recorded (официальная продажа) и unrecorded (неучтенное потребление, включающее самогон и контрабандные товары). Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) анализировала суммарные значения этих компонентов. Если разница между показателями составляла менее 0,15 л, считалось, что уровень потребления остался прежним.

В более чем половине стран (55,56%), где за последние пять лет нет и не было введено дополнительных ограничений (Румыния, Австрия, Черногория и др.), уровень потребления остался стабильным. Это указывает на то, что существующие меры могут удерживать текущий уровень потребления.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

В тех странах, где уже действовали значительные ограничения (22,22%), например в Литве, где в 2018 году подняли возраст покупки алкоголя, где действует запрет продажи в определенные часы, крепкий алкоголь нельзя распространять в уличных кафе и т. д., потребление спиртосодержащей продукции также не изменилось. Это ставит под сомнения необходимость и эффективность категоричных мер и ужесточения рамок в законе.

При этом во всех странах, где были введены дополнительные ограничения (42,86%) на продажу, рекламу и потребление алкоголя за последние шесть лет (Ирландия, Великобритания, Бельгия и др.), наблюдался рост общего объема потребления. Это позволяет предположить, что ужесточение мер контроля может привести к обратному эффекту — увеличению потребления алкоголя на душу населения.

Фото: Сгенерировано в Midjourney/NEWS.ru

На примере трех стран, где были ослаблены ограничения (Чехия, Испания, Словакия), видно, что в двух из них (Чехия, Испания — 22,22%) уровень потребления остался прежним, а в одной зафиксировано снижение (Словакия — 12,5%). Это показывает, что снятие некоторых ограничений необязательно ведет к увеличению потребления. Таким образом, нет прямой зависимости потребления алкоголя и категоричности законодательных мер.

В целом с 2019 по 2024 год из 24 анализируемых стран в семи (29,17%) вырос объем потребления алкоголя, в восьми странах (33,33%) — снизился, а в девяти (37,5%) — остался на прежнем уровне.

Количество потребления спирта на душу населения в России за последние шесть лет практически не изменилось и составило в 2024 году 10,25 л (по данным Минздрава РФ, цифра ниже, пока нет официальных данных за 2024 год, но в 2023-м объем составлял 8,44 л). В нашей стране действуют значительные ограничения в сфере алкогольной продукции, такие как запрет продажи лицам до 18 лет, запрет продажи с 22:00 до 08:00 (в некоторых регионах ограничения жестче), запрещена реклама, введены высокие налоги, запрещено распитие алкоголя в публичных местах, допустимая норма спирта для водителей составляет до 0,16 мг и так далее.

Опираясь на исследования ВОЗ, можно сказать, что прямой корреляции между введенными мерами и уменьшением распития алкогольных напитков нет. Статистика свидетельствует, что так называемое закручивание гаек не приводит к желаемому результату и, наоборот, провоцирует население не прекращать пить, а в некоторых случаях такие меры могут стимулировать нелегальный рынок и увеличение потребления контрафактной продукции. Эффект запрета, различные психологические факторы, отсутствие культуры умеренного потребления могут стать провокативными факторами повышения потребления алкоголя на фоне ужесточения законодательных мер в этой сфере.

Одним из факторов, на который часто не обращают внимания, является рост нелегального сегмента рынка алкоголя в условиях ужесточения ограничений. По мере того как официальные продажи алкоголя становятся менее доступными, значительная часть предложения может переходить в теневой сектор. Вышесказанное подтверждает, что очевидной корреляции между усилением регулирования и снижением общего потребления алкоголя не наблюдается. Более того, в условиях увеличения теневого рынка становится сложно достоверно оценить, что происходит с реальным уровнем потребления. Вероятно, существует некая золотая середина в регулировании, которая позволяет сдерживать рост потребления алкоголя и создать условия для его снижения, а также не провоцирует переход этого потребления в нелегальный сектор.

Таким образом, важен умеренный подход к регулированию алкогольной продукции, учитывающий местные условия и культуру, что станет более эффективным методом долгосрочной борьбы с алкоголизацией населения. Необходимо учитывать культурные особенности каждой страны и разрабатывать стратегии борьбы с алкоголизмом, исходя из местных реалий.

Фото: Евгений Потехин/NEWS.ru

Автор текста: Елизавета Стрельникова

Читайте также:

Ученый раскрыл, к какому страшному заболеванию может привести алкоголь

Власти возьмут под контроль производство одного алкогольного напитка

Россия потеряла почти пятую часть алкогольных предприятий