Как Саддам Хусейн из диктатора превратился в жертву
28 апреля родился знаменитый диктатор Саддам Хусейн, убивший сотни тысяч людей

28 апреля 1937 года родился Саддам Хусейн, самый знаменитый диктатор современности, человек, убивший сотни тысяч людей, развязавший две войны, проигравший три и повешенный по приговору суда. В Ираке, однако, Саддама вспоминают не без сожаления: при нём был порядок. До того, как он ввязался в войну с Ираном, жизненный уровень был высок и всё время рос, образование было отличным, аграрная реформа — удачной. А то, что при нём пытали — что ж, в перестроенном американцами Ираке тоже пытают. Да и американские войска этим не брезговали, правда, их пытки были не такими изощрёнными, как при Саддаме.

Родившийся в деревне Аль-Ауджа мальчик в детстве был несчастлив. Садист-отчим лупил его вымазанной в липкой смоле палкой, юного Саддама ничему не учили, перспектив у него не было никаких. Но у Саддама Хусейна уже тогда была сильная воля — он сбежал из дома к хорошо относившемуся к нему дяде-революционеру, тот занялся воспитанием мальчика. Впереди была длинная череда событий, состоявших из подпольной работы, покушений, предательств, неудачных и удачных переворотов.
В результате Саддам Хусейн стал полновластным правителем страны, а врагов и недавних союзников он истребил. Ему пришлось прикончить двух собственных зятьёв и 17 министров, при нём в Ираке пропали без вести 290 тысяч человек. Но нефтяная конъюнкткура во время его правления была прекрасной, хозяйствовал он разумно, и Ирак превратился в одну из самых развитых стран на Ближнем Востоке. Правда, ненадолго: после ирано-иракской войны, вторжения в Кувейт и международных санкций Ирак откатился в доиндустриальный период, и в нём воцарилась глубокая бедность.
Война с Ираном была вызвана борьбой за влияние в регионе и тем, что его власти поддерживали внутреннюю оппозицию. Кувейт Саддам захватил в том числе и из-за того, что эмир отказался помочь в выплате накопившегося во время войны с Ираном огромного долга. Саддам Хусейн делал один катастрофический шаг за другим, ошибки были вызваны верой в собственное величие, неверной оценкой положения дел, оторванностью от реальной жизни. С ним случилось то, что часто бывает с абсолютными правителями: он сам заключил себя в золотую клетку, выстроил собственный, выморочный мир, не соприкасающийся с реальной жизнью. Кончилось всё это разгромом, жизнью в подземном бункере, где с ним, опустившимся, немытым и небритым, были 2 автомата Калашникова и 750 тысяч долларов, поимкой и смертью на виселице.

Сейчас мало кто помнит, что поражение Саддама Хусейна в войне из-за Кувейта стало большим шоком для доживавшего свой век СССР. Советский Союз вооружал и обучал иракскую армию, у нас её оценивали очень высоко. Перед началом военных действий отечественные СМИ предрекали долгую войну и возможный неуспех международной коалиции. Но всё кончилось удивительно быстро, что для советских военных и политиков стало шоком. Мы продавали в Ирак хорошее, новое оружие — получалось, что перед умными американскими ракетами СССР беззащитен, и полагаться можно только на ядерный арсенал. Помощник Горбачёва Анатолий Черняев описал совещание, которое проводил генсек после начала военных действий. Оно произвело на него впечатление дурной, технически необеспеченной импровизации: СССР отставал от своих противников, противопоставить тому параду новых военных технологий, который американцы продемонстрировали в Ираке, было нечего.

Горбачёв не стал защищать Саддама Хусейна, да при той расстановке сил, что складывалась в мире, это уже было бессмысленно. Разгромив его, США показали, что доминирующей силой в конце ХХ века стали они. А о том, что это недолгое торжество, что Америка не выдержит такого бремени, и в следующую эпоху ей заново придётся искать своё место в мире, никто пока не догадывался.