15 февраля в Абхазии пройдут досрочные президентские выборы. Почему жителей республики возмутило инвестиционное соглашение с Россией, которое привело к отставке Аслана Бжании, чего они боятся и на что надеются, в интервью NEWS.ru рассказал бывший премьер-министр Абхазии Беслан Бутба.
Что мешает развитию Абхазии
— 30 лет прошло с того дня, как 26 ноября 1994 года Абхазия заявила о суверенитете и независимости. Если бы можно было все вернуть назад, какое напутствие вы бы дали депутатам Верховного совета Абхазии перед принятием решения?
— Все страны декларируют, и у многих это записано в конституциях, что источником власти в стране является народ и народ правит страной. Но этого нет ни в одной стране мира! И не может быть. Это пустые слова, потому что деятельного участия народа в делах государства нет, на мой взгляд, ни в одной стране. Но к этому надо стремиться. А что есть? Есть политика как борьба за власть.
Дома и на работе абхазы спорят и говорят о политике. Брат в ссоре с братом — разрушаются семьи. Моя страна занимается только политикой! Все ждут выборов — президентских, парламентских, влиятельные люди научились наживаться на этом. Ни один президент не может досидеть до конца срока.
Я хотел бы, чтобы в моей стране политикой занимались профессионалы, профессиональные политики, и чтобы они построили такую политическую систему, которая бы не мешала строительству страны. Мы очень небольшая страна, немногочисленный народ, и мы должны стремиться к тому, чтобы наш народ мог участвовать в делах государства.
Но для этого нужно продумать и построить новую политическую систему. А что мы строим сегодня? Мы строим капитализм. Законы копируем у капиталистических стран. Создали все атрибуты и институты наказания капиталистических стран. Мы хвастаемся, что абхазы не похожи на других людей, что Бог хранит нас, потому что мы избранные, непохожие на других, и мы имеем право на самостоятельность. А при этом копируем законы других стран, и никакого творческого подхода к созданию своей страны у нас нет. Почему? Зачем мы строим капитализм?

Какие у Абхазии есть перспективы
— У Абхазии, как представляется, есть четыре пути развития. Первый — государственная независимость и вхождение в Союзное государство России и Белоруссии. Второй — возвращение в Грузию. Третий — превращение в протекторат Турции. Четвертый — вхождение в состав России. Какой путь вы считаете наилучшим? Или есть неведомый нам пятый?
— Нет никаких пяти вариантов. Есть только один вариант. Наша история это доказывает. Абхазы живут во многих странах мира — в Турции, Сирии, в Европе, повсюду. Абхазов за рубежом по численности больше, чем живет в Абхазии. Но что эти страны дали абхазскому народу? Ничего! А потому и нет у нас никакого выбора. Мы в Грузию не возвратимся никогда — были там, знаем. И берег турецкий нам не нужен.
У нас есть только один вектор — Россия! Все, что мы делаем, делаем с Россией или через Россию. Если Россия будет объединяться с кем-то и нас позовут в этот союз, мы с удовольствием войдем. Все остальные варианты даже не обсуждаются — это или провокация, или заведомо путь к гибели! Никто из абхазских политиков реально не будет рассматривать никакой другой вопрос.
— Туристическая отрасль — основная в экономике Абхазии. Но ведь у республики есть и другие возможности, например развивать железнодорожный транспорт и портовую инфраструктуру для участия в трансконтинентальном транспортном коридоре «Север — Юг». Готова ли Абхазия стать частью этого грандиозного проекта? Или это несет опасность для Абхазии в будущем?
— Вопрос крайне важный. Абхазия — ключ к Закавказью. Если кто всерьез планирует создание новых трансконтинентальных коммуникаций, Абхазию стороной не объедешь. Но начинать надо с другого — с разговора об опасностях. Абхазия никогда ни на кого не нападала, она символ миролюбия и добрососедства. Но все ли наши соседи с восточной стороны столь же миролюбивы? Мы способны сегодня сдержать агрессию, если у кого-то возникнет желание взять реванш?
Абхазия обладает уникальным расположением. Здесь можно открыть все коммуникации — наземные, воздушные, морские. У нас есть все. Но в политическом плане важно, чтобы страна не была открыта «всем ветрам». Я много раз на всех уровнях участвовал в переговорах по железной дороге Абхазии. Мы — за открытие сквозного движения. Но пока американцы и европейцы имеют такое сильное влияние на Грузию, этот проект вряд ли осуществим. Если Россия сможет решить этот вопрос — я всегда говорил об этом всем в российском руководстве, — мы, конечно, будем счастливы, мы будем поддерживать открытие железнодорожного сообщения через Абхазию.

Почему в Абхазии боятся российских бизнесменов
— Почти половина бюджета Абхазии — это дотации из России. Однако оппозиция заблокировала принятие закона об апартаментах, точнее сказать — об инвестициях из России в экономику Абхазии. Чего здесь больше — недопонимания или прямого вредительства?
— Ключевое слово здесь — «апартаменты». Чего боятся абхазы, что было в их истории, чем они напуганы. Давайте я приведу вам простой пример. Что было бы в России, если вдруг туда переехали бы 200 млн китайцев? А через 20 лет они сказали бы: «Ребята, нас сейчас 300 млн, а вас всего 150 млн, и вообще наш человек должен сидеть в Кремле». Никто в России не может допустить такой мысли даже в фантазиях.
Абхазия — маленькая страна, причем абхазов — всего 100 тысяч человек (124 тысячи из примерно 240 тысяч населения. — NEWS.ru). И они должны сохранить свою идентичность, свою культуру, свой язык. Чтобы построить апартаменты, в которых будут жить 200 тысяч человек из другой страны, нужно всего полгода. А вороватые чиновники найдут, как обеспечить их нужными документами и паспортами, чтобы они чувствовали себя как местные.
Что нам делать? Нас же всего 100 тысяч. Где бы в России мы ни поселились, нас и не заметят. Для России нет никакой опасности. Но разрешить всем россиянам покупать квартиры в нашей стране, как бы мы ни любили россиян, мы не можем. Это нужно сказать честно. Не можем. Чего хитрить? Другое дело — присутствие русских на нашей земле, русская культура. Мы на этом выросли, мы знаем русский язык как родной. Мы с четвертого класса изучаем все на русском языке.
Почему россияне хотят проникнуть в нашу страну через бизнес? Я тоже занимался бизнесом. Я знаю, что в России есть очень богатые люди. Среди них много умных и добрых. Но в основном российские бизнесмены средней руки — это те, у кого нет Родины, нет Отечества. Для них слово «патриотизм» вроде ругательного. Куда ни приедешь — в Америку, Англию, Европу, да в любую страну — там полно русских, которые ограбили Россию и вывезли деньги! Вот потому у нас есть все основания беспокоиться, когда говорят, что придут российские бизнесмены и все тут скупят. Они скупят, получат хорошую прибыль от эксплуатации скупленного, а что от той прибыли достанется Абхазии? Ничего!
Почему бы сегодня не рассмотреть другой проект? Россия может послать в Абхазию не богачей, а интеллигенцию! У нас есть огромный опыт в этом направлении: здесь когда-то работали десятки всесоюзных институтов всех профилей, в которых трудились ученые с мировыми именами. Почему бы не повторить тот опыт? Построить в Абхазии школы, университеты — сделать здесь Силиконовую долину для новых открытий, а не апартаменты для выкачивания денег. Присутствию таких людей Абхазия была бы рада!

Почему в Абхазии надеются на Путина
— С сентября прошлого года (после публикации текста инвестсоглашения. — NEWS.ru) отношения России и Абхазии осложнились в связи с политическим кризисом в республике и действиями определенных сил, которые хотят оттолкнуть Абхазию от России. Что нужно сделать для налаживания отношений, повышения доверия и взаимопонимания?
— Не могу сказать, что наши отношения ухудшились. Как могли ухудшиться отношения, когда ни один абхазский политик не сказал России ни одного неправильного слова, но маленькие чиновники в России на что-то обижались? Есть много деструктивных сил, которые мечтают, чтобы мы рассорились. У Абхазии и у России есть общие враги, у которых предостаточно современных информационных возможностей для распространения сплетен и небылиц. Еще есть огромное количество неграмотных людей, которых можно «завести» и они будут выкрикивать необдуманные вещи.
Нашим отношениям — века, мы вместе с 1810 года. Мы знаем, что мы маленькие, а вы великие и сильные. Ваше величие заключается в том, что вы можете сберечь, сохранить такой маленький народ. Россия всегда сохраняла все маленькие народы. Ни одному другому государству мы не можем доверить свою судьбу. Ни Грузии, которая пытается доказать, что мы тоже грузины. Ни Турции, где живут почти 500 тысяч абхазов — и как народ не имеют ничего. Не могут даже носить свои родовые фамилии.
К сожалению, после Владислава Ардзинбы (первый президент независимой Абхазии. — NEWS.ru) ни один глава республики не мог правильно транслировать в Россию чаяния абхазского народа. Более того, давались такие обещания, которые противоречили тому, что нужно было стране. И эти ошибки вызывают серьезные конфликты и политические кризисы внутри нашей страны.
Абсолютно уверен, что в отношениях России и Абхазии, между нашими народами все будет хорошо. И очень здорово, что Бог посылает на землю таких лидеров, как Владимир Владимирович Путин, Владислав Григорьевич Ардзинба, которые являются выразителями чаяний своих народов. Сегодня с именем Путина мы связываем наши надежды. Он не просто сказал, а доказал всему миру, что Россия — это смысл всей его жизни. Абхазия — ключ к Закавказью, и этот ключ Россия всегда будет держать в своих сильных руках!
Читайте также:
Революция в Абхазии: кто за кого, будет ли большая ссора с Россией
Абхазию хотят поссорить с РФ? Кто на самом деле стоит за митингами в Сухуме
Нужна ли России Абхазия или лучше отдать ее Грузии?
Грузию не пускают в Евросоюз. Устроит ли Запад там новый Майдан
Россия лишает денег Абхазию: что случилось, какое будущее ждет Сухум