Избранный в начале октября новый президент Кубы Мигель Диас-Канель прилетел в Москву с рабочим визитом — для переговоров с президентом России Владимиром Путиным и премьер-министром Дмитрием Медведевым. До Москвы кубинский лидер в рамках своего европейского турне посетил Ирландию, Белоруссию и Азербайджан, а первой его остановкой в России стал Санкт-Петербург. Визит Диас-Канеля проходит на фоне усиления санкций США в отношении Кубы и запрета американским авиакомпаниям летать на курорты страны.
Приезд Диас-Канеля в Россию широко освещался в латиноамериканских и кубинских СМИ. Последние, в частности, пытались сделать акцент на восстановлении дружественных связей между преемницей СССР и Островом свободы и отмечали тёплый приём президента в Санкт-Петербурге. Однако связь между народами — далеко не главная причина его визита. Кубе остро необходимо наладить экономическое взаимодействие с Россией на фоне ухудшающейся ситуации в стране. Уже летом 2019 года здесь ощущался дефицит продуктов, а с осени — дефицит бензина.
Причиной тому послужило санкционное давление со стороны Вашингтона. После прихода к власти президента Дональда Трампа наметившееся при его предшественнике Бараке Обаме потепление сошло на нет. Решение Гаваны поддержать Николаса Мадуро на фоне попытки госпереворота в Венесуэле привело к тому, что США решили больше не откладывать применение принятого в 1996 году закона Хелмса-Бертона. Он распространяет действия экономических санкций Вашингтона не только на Кубу, но и на иностранные компании, которые сотрудничают со страной. Далее последовали запрет на продажу Гаване автомобилей, запрет полётов американских компаний на Кубу и, вероятно, самое болезненное, запрет на продажу нефти Острову свободы.
Состоявшийся в октябре визит на Кубу Медведева наметил перспективы двустороннего взаимодействия: российский премьер заявил о готовности российских судов сопровождать нефтяные танкеры, следующие в кубинские порты. Однако доставка нефти была не единственным предметом переговоров: Медведев посетил буровую площадку нефтяного месторождения Бока де Харуко. Вероятно, подписанный план энергетического обеспечения Кубы включает в том числе разработку месторождения российскими компаниями. Также стороны подписали соглашение о полной модернизации Россией железнодорожной сети Кубы. При этом Медведев ясно дал понять, что Россия не готова оказывать помощь Кубе безвозмездно.
Для нас очень много значил визит Медведева в октябре месяце. Очень интересный, позитивный визит, имеет особенность, что высокое руководство Российской Федерации посетило Кубу в сложный момент, когда происходит эскалация агрессии США против страны, и даёт урок миру в том, что позиция России и Кубы остаётся неизменной под угрозами Соединённых Штатов, — заявил 29 октября Диас-Канель в начале переговоров с Путиным.
Встреча президентов, как предполагалось, должна была закрепить те договорённости, которые наметили Медведев с Диас-Канелем в Гаване. Примечательно, что военно-техническое сотрудничество публично в ходе визита затронуто не было. Однако в условиях, когда Куба фактически ничего не может предложить России, кроме политической лояльности и доходов от добычи нефти, которые очень маловероятны — с учётом прежних неудачных попыток разведки скважин, именно уступки в этой сфере могли бы послужить тем дивидендом, который Москва хочет получить от Гаваны. Речь идёт, возможно, о восстановлении радиолокационного центра в Лурдесе, законсервированного в 2001 году. В советские годы именно РЛЦ был основным источником информации о США, поскольку мог сканировать всё Восточное побережье Соединённых Штатов. Как отметил в беседе с News.ru заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин, видимых препятствий для восстановления российского РЛЦ на Кубе нет.
Александр Храмчихин, заместитель директора Института политического и военного анализа
Я не вижу, что этому что-то может помешать. Вполне допускаю открытие станции, но вопрос в том, сколько денег потребуется в это вложить.
Вместе с тем Диас-Канель во время переговоров с Путиным воодушевлённо говорил о своём визите в Санкт-Петербург и намекал на возможность строительства АЭС на Кубе.
Открываются новые области в сфере сотрудничества. Часть нашего визита мы посвятили получению информации по этим вопросам, именно с этой целью посетили Балтийский судостроительный завод в Санкт-Петербурге. И наш министр энергетики посетил Ленинградскую атомную электростанцию. У нас есть идеи, предложения, которые будем совместно прорабатывать, — сказал Диас-Канель Путину.
Российский лидер, в свою очередь, концентрировался исключительно на политических аспектах двусторонних отношений Москвы и Гаваны. Геополитически Куба важна России как одна из латиноамериканских стран, остающихся в её сфере влияния. Публичный отказ от поддержки Гаваны на фоне давления со стороны Вашингтона мог бы не только лишить Москву союзника в ситуации с Венесуэлой, но и показать оставшимся странам её ненадёжность. Какой ценой обойдётся России поддержка Кубы, сказать сложно, однако Диас-Канель успел показать Кремлю, что его запросы как нового президента достаточно велики.