Односторонний выход США из Договора о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД) и последующая приостановка участия России поставили Европу в непростую ситуацию. Снятие запрета на потенциальное размещение американских крылатых ракет на территории стран НАТО и возможная реакция Москвы заставили Евросоюз всерьёз задуматься о путях урегулирования кризиса. При этом, судя по всему, роль основного модератора и посредника в определении дальнейшей судьбы ЕС в этом вопросе взяла на себя Германия. Вопрос лишь в том, есть ли у ФРГ и у Европы в целом реальное пространство для подобных внешнеполитических манёвров.


Мирные предложения

За последние пару месяцев из Берлина уже прозвучало несколько конкретных предложений по возможному компромиссу в отношении ДРСМД. Так, в начале февраля представители главных фракций немецкого парламента по вопросам внешней политики Родерих Кизеветтер (Христианско-демократический союз) и Рольф Мютцених (Социал-демократическая партия Германии) призвали Москву разместить свои новые крылатые ракеты 9М729 так, чтобы Европа находилась вне зоны их досягаемости — например, за Уралом. В свою очередь Соединённым Штатам политики предложили открыть для российских инспекторов свои объекты в Румынии, где находятся комплексы американской ПРО — Москва настаивает на том, что ячейки пусковых установок могут быть оперативно перезаряжены с перехватчиков на ударные ракеты. Спустя несколько недель министр иностранных дел ФРГ высказался в пользу более глубокого диалога между США, РФ и ЕС.

Bai Xueqi/Xinhua/Global Look Press

А на днях министр обороны Германии Урсула фон дер Ляйен заявила, что Россия должна быть не менее чем Европа обеспокоена прекращением действия ДРСМД, ведь Москве напрямую угрожают китайские ракеты. Именно поэтому, по логике министра, РФ стоит задуматься о новом договоре и привлечь для переговоров Пекин.

Идея о создании новой, расширенной версии договора, включающей не только США и Россию, но также и Китай, Индию, Пакистан уже высказывалась президентом США Дональдом Трампом. Если же другое соглашение заключить не удастся, в этом случае, по заявлению Трампа, США намерены вкладывать больше средств в новые военные разработки. При этом предложения «подключить» к действовавшему на тот момент ДРСМД новых игроков высказывались ещё в начале 2000-х — президент России Владимир Путин и американский лидер Джордж Буш-младший неоднократно обсуждали такую возможность. Но уже тогда стало очевидно, что найти компромисс, устраивающий все стороны, будет чрезвычайно сложно.

ДРСМД расколет Европу

Выход из ДРСМД, очевидно, развязывает Вашингтону руки по размещению ракет на территории стран Североатлантического альянса. В свою очередь для стран ЕС это чревато рядом проблем. Базирование новых систем вооружений повлечёт кратный рост военных расходов — траты на их закупку, доставку и техническую поддержку, включая строительство и обслуживание новых объектов, видимо, лягут на плечи европейских стран НАТО.

А самое главное — такой расклад в перспективе рискует привести к очень серьёзному напряжению внутри альянса и ЕС в целом. Ведь в отличие от стран — локомотивов ЕС, к покупке американских вооружений с большим воодушевлением относятся восточноевропейские члены НАТО. К примеру, в этом регионе крупнейшими импортёрами американских вооружений являются Польша и Румыния, практически ежегодно заключающие сделки на миллиарды долларов. Более того, недавно Варшава сообщила о намерении выделить $2 млрд на создание в стране постоянной военной базы США.

С не меньшим воодушевлением в Польше, а также в прибалтийских странах относятся и к идее потенциального размещения американских крылатых ракет. При этом в Германии и Франции доминируют скорее скептические настроения — этот этап в своей истории там уже проходили. Стоит вспомнить, что в 50-е годы прошлого века США активно размещали в Европе снаряжённые ядерными снарядами ракеты с коротким подлётным временем.

Учения ПРО НАТО в Шабле, БолгарияУчения ПРО НАТО в Шабле, БолгарияImpactpressgroup.Org/ZUMAPRESS.com/Global Look Press

Тогда французский президент, генерал Шарль де Голль начал опасаться того, что вопросы непосредственно европейской безопасности отходят для Вашингтона на второй план. Кроме того, де Голля беспокоил тот факт, что Европа (и Франция, в частности) фактически становились заложниками противостояния между СССР и США. Именно поэтому в 1966 году страна вышла из военной организации НАТО. Это означало, что Париж более не допускал США к строительству на территории страны пусковых установок и к размещению ядерного оружия. Де Голль также вернул войска противовоздушной обороны под собственное командование.

Сегодня этот вопрос вновь становится весьма серьёзным фактором, грозящим в весьма ощутимой мере повлиять на взаимодействие внутри ЕС. В специальном докладе Европарламента, подготовленном после анонсированного Вашингтоном выхода из ДРСМД, отмечается, что Европа столкнётся с рядом сложных решений, которые — если всё пойдёт по худшему сценарию — могут даже расколоть НАТО. В качестве альтернативы документ предлагает государствам — членам ЕС совместно отказаться от размещения ракет США.

Так или иначе, внятного решения Европейский союз предложить пока не может. В особенности учитывая тот факт, что на территории Германии, Бельгии, Италии, Турции и Нидерландов уже давно размещено американское ядерное оружие, что серьёзнейшим образом ослабляет переговорную позицию Евросоюза. Не говоря уже о том, что и нового де Голля в рядах европейских политиков пока не просматривается.

Самое интересное — в нашем канале Яндекс.Дзен