Решение о переносе даты проведения парада Победы не коснулось его самой кратковременной, но и самой эффектной части — прохода боевой авиации. Утром 9 мая в небе над Москвой, Санкт-Петербургом, Тверью, Мурманском, Ростовом-на-Дону, Севастополем, Керчью, Екатеринбургом, Хабаровском, Владивостоком и Читой в боевых порядках пролетят несколько сотен самых современных боевых самолётов воздушно-космических сил. На всё про всё не более пяти минут. Но и этого времени будет достаточно, чтобы оценить труд тысяч представителей оборонно-промышленного комплекса, военнослужащих и гражданского персонала российской армии.


Сакраментальная дата

Как и наземная часть парада, воздушная — демонстрация возможностей армии. Начиная с 30-х годов прошлого века СССР, а сегодня Россия, показывает гражданам и иностранным гостям реальные достижения в сфере обороны. Дата 75-летия победы в Великой Отечественной войне сакраментальна вдвойне. Прежде всего потому что завершается первая из принятых президентом Владимиром Путинным программ перевооружения армии и флота. Десять лет назад на это было выделено 23 трлн рублей. Даже сегодня при обвале цен на нефть и курса национальной валюты это астрономическая сумма. Кремль не комментирует этот нюанс. Но предстоящий парад должен был стать своеобразным отчётом об эффективности расходования этих средств.

Если бы состоялись запланированные торжества, то по брусчатке Красной площади прошли бы 24 образца совершенно новой боевой техники. Это тяжёлая БМП на платформе «Армата» Т-15 с новым 57-миллиметровым боевым модулем, зенитно-артиллерийский комплекс «Деревация-ПВО» на базе БМП-3, машина дистанционного минирования, ракетные комплексы «Бал» и С-350 «Витязь» и ещё ряд изделий, никогда не демонстрировавшийся в парадном строю.

Профессор Академии военных наук Вадим Козюлин пояснил NEWS.ru, что даже построение техники при прохождении даёт представление о структуре современных подразделений армии. Например, Т-14 «Армата» проходила по Красной площади в сопровождении сначала танков Т-72Б3, а в этот раз должна была идти вместе с модернизированными Т-90 «Прорыв» и Т-80БВМ.

Эскорт показывает, что в войсках «Армата» станет своеобразным высокоточным оружием, которое будет действовать в окружении менее современных, но подтянутых до требуемого уровня машин. При этом для неё есть и БМП Т-15, которая кроме повышенной огневой мощи её и доставит на передовую мотострелков.

Вадим Козюлин

профессор Академии военных наук

Полёт над Красной площадью

Глава Минобороны Сергей Шойгу утверждает, что уровень оснащённости современным вооружением и техникой армии составляет сегодня 70%. Это самый высокий показатель в мире. И это не просто «железки», а машины, определяющие развитие военных технологий. Вадим Козюлин в разговоре с NEWS.ru специально сделал на этом акцент. Например, по его словам, в воздушной части мероприятия впервые над Красной площадью пролетит звено истребителей Су-57.

Машина «не новая», мы её уже многократно видели на авиасалонах, но очень знаковая для нашей авиации, так как прошла боевое крещение в Сирии. Сегодня серийно закупается ВКС, — отметил эксперт.

В небе 9 мая их будет ещё несколько. Это и вертолёты Ми-28Н, Ка-52 и «современные» бомбардировщики МиГ-31БМ, Ту-22М3 и Ту-95МС. Последние машины на Западе имеют прозвище «Медведь». Их создали ещё в 60-х годах прошлого века. Тем не менее после модернизации бомбардировщик получит не только современное аэронавигационное оборудование, но и сверхмощное вооружение. Омоложение «ветерана» коснулось замены радиолокационной станции «Обзор-МС» на современную «Новелла-НВ», установки новой системы отображения информации «2СОИ-021», модернизированного бортового комплекса обороны «Метеор-НМ2», замены турбовинтовых двигателей НК-12MПM и установки новых воздушных винтов АВ-60Т. Кроме того, заменён прицельно-навигационный комплекс, который позволит использовать новые стратегические крылатые ракеты.

Сергей Булкин/NEWS.ru

Специально под них на Ту-95МС увеличен бомбовый отсек, а также установлено восемь наружных балок, на которых можно закрепить 16 крылатых ракет Х-101. Если внимательно присмотреться к этой машине, то даже с земли можно рассмотреть их между двигателями. Дальность полёта новых ракет составляет от 3 до 5 тысяч километров. Так что можно легко представить, куда они полетят, если бомбардировщик произведёт пуск где-нибудь из-под Смоленска или Петропавловска-Камчатского. По оценкам экспертов информационного агентства Jane’s, при такой дальности полёта Х-101 имеет вероятное отклонение от цели в пределах 6–10 м. Как отмечает издание, это делает ракету наиболее опасной, неядерной, высокоточной системой вооружения российских ВКС.

МиГ-31 тоже немолод, но в обновлённом варианте это сверхопасное оружие. Машина разгоняется до 2 тысяч километров в час, выходит в ближний космос и оттуда запускает аэробаллистическую ракету «Кинжал». Это аналог «сухопутного» комплекса «Искандер». С той лишь разницей, что при воздушном запуске ракета выходит на гиперзвуковой режим полёта. Он не отсматривается и не перехватывается никакими современными РЛС и противоракетами. При этом радиус действия самолёта и ракеты позволяет российским ВКС контролировать практически всю территорию Европы.

Генконструктор Коломенского КБ машиностроения Валерий Кашин отметил, что сухопутный «Искандер» «может использовать семь внешне совершенно одинаковых ракет с 10 типами различных боеголовок». Они могут быть ядерными, кассетными, состоящими из 54 отдельных боевых элементов, проникающими, для уничтожения заглублённых, хорошо защищённых объектов, осколочно-фугасными и объёмно-детонирующими. Нетрудно предположить, что и авиационная версия ракеты, скорее всего, имеет те же возможности.

Сергей Булкин/NEWS.ru

В парадном строю также пролетят лётчики из пилотажной группы «Русские витязи». На её вооружении сегодня стоят два типа самых современных истребителей — Су-30 и Су-35. Первый из них в настоящее время — самый массовый серийный истребитель в мире. Второй — почти пятое, новое поколение боевых машин. До насыщения авиационных частей истребителями Су-57 именно он будет олицетворять главную мощь истребительной авиации ВКС.

Вадим Козюлин считает, что главная проблема воздушных парадов заключается в том, что до самого последнего момента неясно, состоится он или нет — из-за погоды. В прошлом году, даже несмотря на отсутствие CODIV-19 и экстренных мер московского правительства по разгону облаков, он не состоялся. Как бы там ни было, но последняя репетиция воздушного парада прошла над Москвой в очень неблагоприятных погодных условиях: проливной дождь, туман. Единственное, что можно было почувствовать, сидя на карантине, это грохот работающих моторов. От Химок и до Аннино — это тот самый звук, что расскажет о том, что 9 Мая у нас точно есть.

Добавьте наши новости в избранные источники